Основные цели: 

Необходимость внебогослужебного общения верующих, молодежи. Важность изучения Евангелия и исполнение его идеалов (актуализация) в своей жизни.

Как появилась идея:

На создание кружка вдохновила встреча с католическим священником из Италии – Стефаном Альберто, прошедшая 26 октября 2007 года в ПСТГУ. Он рассказал об организации работы с молодежью в университетах Италии и, в частности, о том, как он читает Евангелие со студентами. В его подходе основной упор делается на то, чтобы применить прочитанное к своей жизни. Я подумал тогда, что такой подход очень важен. Также, было ясно, что православной молодежи не хватает подобного общения о своей вере. Идею удалось реализовать не сразу, но когда появились единомышленники и помощники. Первая встреча кружка прошла в марте 2011 года.

Как проходят встречи:

  • Встречи проходят еженедельно (каждый четверг – вечером).
  • Предварительная часть встречи отводится общению, чаепитию, сбору участников, обсуждению планов.
  • Затем начинается собственно Евангельский кружок. После совместной молитвы читается отрывок из Евангелия.
  • Мы читали все Евангелие последовательно (каждую неделю следующий отрывок) – таким образом мы прочли его за 3 с лишним года. Затем в течении годы прочли воскресные зачала. В настоящее время отрывок выбирается руководителем кружка более свободно (например, ввиду ближайшего праздника). Также, в настоящее время читаем не только Евангелие, но и послания апостолов. 
  • Чтение происходит следующим образом – 1) сначала каждый участник читает по одному стиху, по очереди; 2) после этого, кто-нибудь один зачитывает весь текст; 3) затем отрывок прочитывается всеми еще раз – про себя.
  • Перед прочтением "про себя" обычно читается либо короткое толкование, либо подготовленные заранее выдержки из толкований, либо краткий комментарий дает руководитель кружка – диакон Яков Кудрин. Чтению толкований отводится ограниченное время, так как в ином случае, смещается акцент с Евангельского текста на текст толкования, который и начинает невольно дальше обсуждаться. Кроме того, длительное чтение толкования сложно усваивать, воспринимая его на слух в ситуации группы.
  • После прочтения "про себя" выясняются вопросы, которые могли возникнуть по тексту (непонимания и т.д.).
  • Затем начинается обсуждение, предполагающее, прежде всего, принцип: как я могу применить конкретный Евангельский текст к своей жизни (чему он учит, к чему призывает, в чем обличает – лично меня)?
  • Процессом беседы руководит ведущий (модератор) из числа опытных участников кружка. Он напоминает правила (см. ниже) и следит за их соблюдением, дает слово желающим высказаться, следит за тем, чтобы не уклоняться от темы.
  • Формат встречи – это беседа, не "вопрос-ответ" и не лекция. Это помогает учиться думать самим, прилагая Евангельский текст к своей жизни (а не обращаться каждый раз «за разъяснением»). Присутствие священника в данном формате вполне возможно и часто бывает, но кого-то может и сковывать, вызывая страх сказать что-то "не то". В этом смысле важно, чтобы присуствующий священник или диакон также не выходили за рамки формата. О подобном подходе говорил, в частности, Патриарх Кирилл: «Я иногда делал так: садишься, вокруг тебя сидят молодые люди, читаешь текст Священного Писания, а потом каждого спрашиваешь: «Как Вы это понимаете?» Развивается творческое, осмысленное отношение к Слову Божию»».

Какие плоды это принесло:

За годы существования кружка многие участники не раз отмечали огромную его помощь в понимании Священного Писания. С удивлением и воодушевлением замечали, что читая самостоятельно, никогда не думали, что Евангелие может открываться так глубоко, как это происходит при совместном чтении. С радостью находили ответы на свои насущные вопросы. Это достигается как вдумчивым чтением – с приложением к своей жизни, так и тем, что каждый делиться чем-то своим – и чтение открывается с многих граней.

Пожалуй, одним из самых удивительных открытий стало то – насколько совместное чтение научает слушать других, принимать их точку зрения, их опыт, душевную боль, с уважением относиться к чужому мнению. Благодаря этому Евангельский кружок помогает на практике увидеть важность христианской любви, настраивает на миссионерский лад. Мы увидели, что Евангельский кружок удивительно сплачивает. На его основе возникают и реализовываются новые проекты, например: изучение богослужения, молодежный хор, миссионерские поездки и др. Стало очевидным, что подобный кружок может являться замечательным подспорьем в формировании общины.

Более подробно о том, какие плоды принес кружок в жизнь его участников, читайте в соответствующих интервью.

Некоторые ключевые моменты:

Правила. Первоначально мы пробовали проводить кружок без них, но получался шум, гам, спор. Встречи выходили неконструктивные и растянутые по времени. Правила («групповое соглашение») в корне изменили ситуацию. Они помогли упорядочить процесс общения, создать мирную, дружелюбную и открытую атмосферу. Также, они помогают не пускаться в толкования и проповедь.

Ведущий (модератор). Это не обязательно роль только организатора кружка. Ведущих может быть несколько – они могу меняться. Суть ведения – предоставлять слово, наблюдать за соблюдением правил. Последний момент подразумевает, что ведущий должен сам их хорошо уметь соблюдать. Особые дополнительные требования к ведущему – слушать; говорить меньше других; поощрять к высказываниям тех, кто молчит. Во время ведения очень желательно про себя молиться. И организатору и ведущему важно помнить, что их функция (особенно ведущего) техническая и не допускает какого-то «духовного лидерства», «ответов на вопросы», «растолковывания» текста и т.д.

«Эксперт». Для нас очень важно, чтобы рассмотрение Евангелия происходило в свете православного Предания и святоотеческого понимания. Поэтому, на встречах желательно присутствие человека с богословским образованием, который может в случае возникновения вопросов богословского характера, а также по тексту Евангелия, помочь их разрешать. Если на встрече присутствует священник, то таким экспертом является он. Кроме того, в случае возникновения вопросов, мы обращаемся к толкованиям и комментариям Священного Писания. Очень желательно не соединять «эксперта» и ведущего в одном лице.

Вопросы. Если вопросов и ответов на них слишком много, то это может «сломать» формат и совершенно увести обсуждение от Евангельского текста. Роль ведущего здесь - вернуть обсуждение к Евангелию. С другой стороны, иногда уместно (например, если отрывок трудный для обсуждения; люди пришли впервые и т.д.) из текста Евангелия вывести какой-нибудь вопрос и поставить его на обсуждение.

Возрастной ценз. Мы убедились, что это очень важный момент. Для более старших по возрасту прихожан можно сделать отдельный кружок (у нас такой кружок есть, его формат чуть-чуть отличается).

Оптимальное количество участников. От 6 до 12 человек. Если больше – труднее сохранить открытость обсуждения, и не все смогут высказаться. Мы неоднократно проводили кружок с количеством участников порядка 25, но убедились, что лучше, в таких ситуациях, делить людей на две группы.

Регулярность. Очень желательно обеспечить регулярность встреч, чтобы каждый желающий прийти, всегда знал – что встреча будет. И даже если кто-то не может прийти - находится далеко или пребывает в трудных обстоятельствах - знание о том, что в данный момент мои друзья собрались на Евангельский кружок, очень «греет». :)

Основные правила, которых мы соглашаемся придерживаться:

• говорить по поднятой руке (ведущий дает слово), 
• не перебивать, 
• выключить телефоны (беззвучный режим),
• слушать того, кто говорит в данный момент, 
• не отвлекаться на разговоры с соседями,
• не вступать в споры и не дискутировать, 
• не отходить от темы,
• соблюдать регламент высказывания (то есть, не говорить слишком долго),
• не давать оценок высказыванию другого участника, 
• не вешать «ярлыков» (например, на чужое высказывание сказать – «ты еретик»),
• стараться использовать «я-высказывание», позволяющее не обобщать и не проповедовать (говорить, например, «я постоянно раздражаюсь», а не «все мы постоянно раздражаемся»),
• не проповедовать (в принципе, продолжение правила «я-высказывание»),
• не толковать (например, говорить не «этот стих о том-то и о том-то», а «меня этот стих учит поступать так-то и так-то»),
• относить конкретный Евангельский текст к своей жизни, к конкретным своим ситуациям (чему он меня учит, к чему призывает, какие вопросы разрешает). Это правило ключевое для нашего формата. Оно помогает избежать самостоятельных толкований, осуждения, отвлеченных рассуждений... Учит смотреть через призму Евангелия на свои поступки и свою собственную жизнь. Это правило находится в тесной связи с другими.

Что необходимо для реализации кружка, если Вы захотели организовать его на своем приходе:

  • Для реализации нужен, прежде всего, неравнодушный организатор и ведущий, способный начать проводить такие встречи на регулярной основе. Он должен быть воцерковленным человеком и иметь богословское образование.
  • Необходимо иметь четкий и компактный свод правил, которых все участники соглашаются придерживаться.
  • Для молодежного кружка имеет значение возрастной ценз. По опыту, успешно соединить и молодых, и пожилых людей в таких встречах не получается. Мы указываем «до 40 лет», возраст участников примерно от 20 до 40 лет.
  • Со временем, руководителю могут потребоваться помощники в ведении. Поэтому, желательно давать пробовать вести встречи разным участникам – практиковаться. 
  • Желательно иметь необходимое количество экземпляров книг Священного Писания (чтобы не пришлось каждый раз приносить с собой).
  • Для того чтобы иметь возможность зачитать толкования, нужно иметь либо печатный, либо электронный их варианты (мы используем сайты www.ekzeget.ru, www.azbyka.ru и другие).

Дополнительные сведения:

Есть видеозапись беседы о кружке его руководителя Якова Кудрина с прот. Дмитрием Смирновым на телеканале «Спас».

Также, наш формат очень близок тому, который предлагает митр. Антоний Сурожский о совместном чтении Евангелия.

Где и когда проходят встречи.

 

Группа вКонтакте: vk.com/petrovpark

Текст составил: Диакон Яков Кудрин