Может ли театр нести свет и тепло страждущим людям? Такой вопрос нередко интересует неравнодушных людей, занимающихся искусством. На него может дать утвердительный ответ прошедшая подобный опыт служения православная театральная студия «Петровский парк», которая действует при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

Недавно я наблюдала, как работают ребята-артисты из этой студии в таком социальном направлении. 23 октября ребята организовали выезд замечательного, небольшого, очень веселого и динамичного спектакля «Шутки-баснютки», созданного на основе басен известных русских писателей, в медицинское учреждение,  где пациентам как раз очень нужны внимание, радость и хорошее настроение. Мы вместе посетили находящуюся недалеко от Петровского парка Центральную клиническую психиатрическую больницу имени Ф.А.Усольцева.

Я была с ребятами из студии в качестве сопровождающей, или, скорее, «сотрудника по доставке костюма», и увидела много интересного, как для себя, так и для других. Особенно это было интересно как социальная работа с больными, поскольку по одному из образований я являюсь специальным дошкольным педагогом.

Контингент лечащихся в таких больницах людей особенный, и нужно быть очень чуткими и внимательными, и есть особенности посещения такой больницы, в том числе и с административной стороны. Нужно также иметь ввиду, что есть некоторые «концертные ограничения»: показывать лучше что-то мажорное, радостное, без острых конфликтов, то есть, дело это непростое.

Могу сразу предварительно сказать про материал, на котором основано представление, показанное в больнице: это басни И. Крылова и С. Михалкова, и ребятами выбраны самые яркие и известные из них, но есть и одна малоизвестная; все они сплетаются в милый причудливый, динамичный ковер, который может поднять настроение любому.

Начну свой рассказ с того, что место это (в котором расположена больница) само очень интересное: здесь в начале 20 века обосновался талантливый доктор-психиатр Федор Арсеньевич Усольцев, построил дом, и устроил частную психиатрическую клинику, где лечил больных новыми методами, не изолируя их, не лишая общения, и даже обедая с ними за одним столом. Федор Арсеньевич был знаком со многими выдающимися творческими людьми того времени: он был одним из тех проницательных людей, которые обратили внимание еще тогда, в начале 20 века, на живительное действие на больных творчества. Его друзьями были многие художники, они гостили у него в доме и даже лечились. Например, здесь два раза проходил лечение М.А. Врубель, также лечился и художник В.Э. Борисов-Мусатов. По эскизам Врубеля были выполнены замечательные «Сказочные» ворота этой больницы, они относятся к жемчужинам московской архитектуры стиля модерн. Они нам очень понравились, мы полюбовались ими.

Когда Ф.А. Усольцев не смог больше заведовать клиникой, женщина-меценат Александра Ивановна Коншина, купившая у него имение, сохранила лечебницу под видом санатория для душевнобольных. Во время Первой мировой войны она устроила на территории своего владения санаторий для увечных воинов. И в мае 1915 года его посещала Великая княгиня Елисавета Федоровна.

Вот такое интересное место, в котором исторически сочетается и медицина, и помощь душевнобольным страждущим людям, и художественное творчество. Поэтому место, которое нам довелось посетить, было очень подходящим даже исторически, знаковым.

На территории больницы имеется небольшая церковь мученика Вонифатия, которая приписана к храму Благовещения в Петровском парке. Этот святой славится тем, что особенно выручает своими молитвами страдающих недугом пьянства и наркозависимости. Само медицинское учреждение окормляют храм Благовещения и Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, которое тоже относится к Благовещенскому приходу: больных посещают клирики храма, организуются беседы, мероприятия, сестры милосердия ведут там свою работу. Поэтому, когда мы, участники студии, пришли в больницу, нас сразу встретила сестра милосердия, Светлана Владимировна, вышедшая навстречу из храма.

Группа артистов была небольшая: 8 взрослых и двое детей восьми и десяти лет — Савва и Саша, наши юные актеры. Артистов ждала необычная задача: мы не были знакомы с принимающей стороной и с помещением, а медицинский персонал тоже не знал до конца особенностей выступления, и они задумали действовать экспромтом: решить, какое отвести нам помещение, уже в ходе встречи. То есть, надо было очень быстро и оперативно сообразить, как и где мы будем показывать спектакль. Такие обстоятельства – это всегда трудная и интересная задача. Но дружный коллектив — всегда подмога, выручает сплоченность и, так сказать, «коллективный ум».

Артистам предстояло показать спектакль в двух отделениях — взрослом и детском. В процессе знакомства работники больницы рассказали, что актового зала, как такового, в больнице нет, что для встреч используются холлы, коридоры, игровые комнаты детского отделения. Так же сообщили, что обычно дети в качестве навещающих в больницу не допускаются. Но для нас сделали исключение и показ все равно разрешили. Далее неожиданно обнаружилось, что играть во взрослом отделении придется прямо в холле, потому что подходящего помещения не было. В детском отделении проще — там есть игровая комната.

Нам показали холл, он был довольно маленький: небольшое пространство с диванчиками, расположенными по всему периметру вдоль стен, размером примерно четыре на четыре метра. Это было помещение на этаже отделения, предназначенное, видимо, для посещений родных. Оно было изолированно от коридоров дверями и в целом похоже на маленький холл в старых поликлиниках, где пациенты ожидают очереди на прием к врачу. Помещение достаточно светлое, но маленькое. С трех сторон — стены (одна с окном), с четвертой — опорная колонна, которая оставляет два прохода по бокам: справа и слева. И сидеть там можно было зрителям только вдоль стен, иначе не будет площадки для артистов. Короче говоря, такое место не очень подходит для представлений. А в постановке еще должен быть стол, используются как реквизит и стулья. Один стул обычно несёт в качестве ноши Муравей из «Стрекоза и Муравей», а Лев из другой басни вообще должен лежать на ряду из стульев, как на диване. 

До этого наши артисты играли этот спектакль только на сцене. Было волнительно, как они выйдут из положения. Но ребята очень быстро сообразили, как все организовать, попросили стулья, выдвинули кресло. Решили использовать пространство и реквизит по минимуму. В качестве задника использовали ту самую колонну, то есть, играли на фоне нее. Зрителям предоставили диванчики вдоль стен. Так же для этих целей еще оставалось пространство в проходах, там расположился персонал.

Вскоре пришли и зрители. Они расселись по диванчикам, и получился как будто мини-амфитеатр. Действо началось. Мне кажется, в новой обстановке, мобилизовав все свои силы, ребята действовали еще более увлеченно, чем обычно, поэтому басни прошли «на ура». Особенно аплодировали медработники. Я стояла среди них, и даже слышала их возгласы, которыми они обмениваются между собой. Все смеялись, улыбались, им очень понравилось. Одна пациентка подошла к нам после спектакля, поблагодарила и даже сказала, что театрик пришел очень вовремя: больным именно сейчас была нужна моральная поддержка.

Затем артисты отправились в детское отделение. Там уже было попроще, потому что в отделении устроена отличная игровая комната, очень нарядная, в светлых тонах, украшенная разноцветными вырезанным осенними листьями, игрушками и совершенно симпатичным большим домиком. Там уже можно было организовать мини-актовый зал. С одной стороны приготовили ряд стульев для артистов — с другой, вдоль стен, стояли ряды стульев для зрителей. В этот раз зрителями были дети, от 10 лет и выше. Были даже почти взрослые девушки.

И опять наши ребята с бесконечным задором перевоплощались в Лису и Ворону, в Кота и Щуку, в забавный Квартет, в Мартышку, которая перебирала свои очки… Гвоздем программы была басня «Лев и ярлык», где на середину выбегал встревоженный странным обстоятельством Лев: после сна он на хвосте обнаружил ярлык. Прочитав, надпись, что он «Осел», Лев возмущался, но поскольку на бумаге стояла печать и остальные звери склонялись к вере в написанное, со временем сам этому поверил. В конце басни Лев уже кричит ослиное «Иа!», как будто он и впрямь осёл. Эта басня была заключительной и являлась наиболее сложной. В ней участвовал один актер, для которого это был дебют, вот в такой необычной обстановке!

Зрители дружно аплодировали: сценки до того яркие, что напоминают ситуации из жизни. В какой-то момент самая младшая зрительница, вдруг восприняв всё совершенно непосредственно, подбежала к актрисе, которая играла Мартышку с ворохом оптических «сокровищ», и попросила дать примерить очки. Это было очень забавно. Но артисты показали выдержку, не отвлекались и довели работу до конца. А очки девочке дали перемерить после сцены.

После проведенного выступления мы очень долго делились друг с другом впечатлениями, обсуждали всё прошедшее. У нас появилось понимание, что и как надо делать в таких больницах, и какие бывают необычные для артистов условия выступления. Даже успели немного пообщаться с персоналом и со Светланой Владимировной, которая провожала нас до ворот. Впечатления от такого опыта посещения больницы самые хорошие и интересные, дело нужное, мы получили хороший опыт выступления, будем использовать его в дальнейшем.

Фотоальбом события.

Наталья Фролова, октябрь 2022