О нашей театральной студии "Петровский парк" вышла статья в газете "Крестовский мост" (ссылка на номер издания). Статья называется: "Добро пожаловать в театр при храме!"
Размещаем ее текст:
Участники уникального творческого проекта дают два спектакля в месяц и выезжают на гастроли.
Уже много лет при Благовещенской церкви в Петровском парке действует просветительский центр, куда ходят сотни детей и взрослых. Тут и воскресная школа, и курсы иконописцев, и уроки духовного пения. И самое неожиданное – театральная студия, в которой ставят настоящие спектакли, да ещё такие, что с ними выступают на разных сценах перед очень разными зрителями.
В труппе есть даже диакон.
Всё началось в 2008 году, когда певчей хора, выпускнице ГИТИСа Маре Уваровой пришла идея создать при храме театр. Идея необычная, поскольку к лицедейству в Церкви всегда относились сдержанно. Но инициативу поддержали прихожане, и настоятель протоиерей Димитрий Смирнов новое дело благословил.
Актёры здесь - певчие, алтарники, филологи, психологи, художники, студенты, медсёстры, юристы, экономисты. Недавно музыканта Якова Кудрина, который многие годы исполнял в спектаклях главные роли, рукоположили: теперь в труппе есть и диакон. Правда, играет он отныне только роли служителей Церкви.
- Мне всегда хочется понять своего героя, а через это – создать его образ и донести мотивы его поступков до зрителя, - рассказывает отец Яков. – Например, в первом нашем спектакле я играл в гоголевской «Женитьбе» чиновника Подколесина, который удирает от своей невесты. Для этого понадобилось понять его характер, почему он так делает.
Для регента церковного хора Марины Поляковой театр – это прежде всего творческое общение в интересном коллективе.
- Очень люблю выступать в разных образах, - признаётся Марина. - Но не думаю, что могла бы заниматься этим профессионально. Здесь мы поиграли, но дальше начинается жизнь. А профессиональные актёры порой продолжают жить своими ролями, интригами. У нас этого нет, и слава Богу.
Что ставить на сцене, решают актёры.
Спектакли идут один-два раза в месяц, а на репетиции труппа собирается дважды в неделю. Всего в студии около 20 актёров. Есть и декорации, реквизит, костюмы, с которыми помогают многие прихожане, и, конечно, актёрское мастерство. Многие из любителей выглядят не хуже профессионалов.
- Если сначала мне приходилось показывать, как нужно играть, двигаться на сцене, то теперь я просто прошу сделать то-то и то-то, и получаю нужный результат, - говорит режиссёр студии, актёр и преподаватель МТЮА Валерий Шалавин. - У всех наработан настоящий театральный опыт. А один из наших актёров даже снимался в сериале «Хоккейные игры».
Особое внимание - выбору пьес: репертуар должен быть не только интересным, но и полезным для души. В основном это русская классика - Островский, Гоголь, Чехов, Соллогуб, Вампилов.
– Нам хотелось, чтобы студия стала альтернативой современному театру, где порой используются приемы, обращенные к низменным сторонам человека, - объясняет диакон Яков Кудрин. – На нашу постановку может прийти любой православный человек с детьми, не опасаясь увидеть что-то неприемлемое. И, конечно, мы стараемся по-христиански осмыслить содержание пьес. У нас и детские произведения выходят философскими, например, «Рождественская песнь» Диккенса. А ещё я заметил, что после спектакля наши зрители вдохновляются и приходят попробовать себя в качестве актёров.
- Актёры сами решают, что ставить, - говорит Валерий Шалавин. – Я очень люблю Шукшина, но раньше не считал его православным писателем. И вдруг открытие: мне принесли его рассказы, и я понял, что их написал глубоко верующий человек. То же самое у меня произошло с Чеховым: в рассказах «Святая ночь», «Казак», «Студент», «Кошмар» я увидел глубоко религиозного писателя, которого, к стыду своему, до этого не знал.
Для заключённых это праздник.
Уже несколько лет театр выезжает на гастроли: выступает со спектаклями в военных частях, в исправительных учреждениях, и чаще всего – в СИЗО №3 на Силикатном проезде. Зрители здесь – в основном заключённые, и для них такая встреча с искусством особенное событие.
– Поначалу мы часто видим в зале суровые, даже мрачные лица, - рассказывает отец Яков. – Но начинается спектакль – и они постепенно меняются. А в конце пьесы перед нами сидят уже как будто совсем иные, радостные люди, которые с удовольствием общаются с нами. Словно рушится невидимый барьер, существующий между заключенными и людьми «с воли». Ведь в тюрьме человек часто думает, что он изгой, что от него все отвернулись. А мы привозим радостную, светлую постановку и нашей игрой показываем, что любим этих людей, помним о них. Это самые благодарные зрители.
Случаются и забавные курьёзы. Однажды пришлось срочно менять исполнителя роли отставного офицера Анучкина в «Женитьбе». Нашёлся вроде бы неплохой кандидат на замену, но с ним возникли проблемы.
- Звоню ему перед спектаклем, а он говорит: «Глажу рубашку, а книжку пока не открывал», - вспоминает художественный руководитель студии Мара Уварова. – Я ещё несколько раз звонила и каждый раз получала отчёт об очередной детали костюма. Когда новоиспеченный Анучкин приехал на спектакль, вид у него был идеальный: белые перчатки, костюм с иголочки. Но на сцену пошел с листочками текста! Правда, потом начал импровизировать, а шпаргалки так и забыл на стуле. Надо сказать, что он с блеском справился с ролью, хотя ему не удалось пройти ее на репетиции!
А еще, как уверяют актёры студии, театр помогает избавиться от неуверенности, боязни публичности, исправить проблемы дикции.
– Мы сейчас нуждаемся в некоторых типажах, – говорит Яков Кудрин. – Есть, например, проблема с «героем». Поэтому добро пожаловать в нашу студию!
Юлия ВАНИНА,
газета Крестовский мост (ноябрь, 2017)