12-го марта 2013 года в 20.00 в зале Православно-просветительского центра при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке состоялся «Чеховский вечер». Были показаны спектакли «Предложение» и «Юбилей». Хотелось бы рассказать о своих впечатлениях от увиденного.
Мы с мамой приехали минут на 20 раньше. Поэтому неудивительно, что сначала, осмотревшись по сторонам, почти никого не заметили. Остальные зрители подошли позже. Мы осторожно заглядываем в зал: может, уже можно войти? Хотя догадываемся, что ещё, наверно, ничего не готово. К нам выходит Света Рудзиевская, очень тепло нас принимает и просит меня немножко помочь. Я должна проверять билеты у входа. Я с радостью соглашаюсь и захожу внутрь. Мама остаётся у двери снаружи и следит за тем, чтобы особо активные зрители не ворвались раньше времени. Вдруг дверь приоткрывается и заглядывает высокий, представительный дяденька.
- Молодой человек, пока нельзя заходить! – пытается объяснить ему мама.
Но дяденьке что-то срочно надо спросить.
- Не знаете, Аня Матыцына сегодня играет?
- Сегодня нет, - отвечаю я ему.
- А вообще?
- А вообще да.
Мы с мамой переглядываемся и понимаем друг друга без слов: наверно, поклонник. Дяденька уходит, кажется, немного расстроенный тем, что не увидит в этот раз свою любимую актрису.
Через какое-то время начинают пускать зрителей. Я проверяю у всех билеты и, убедившись, что выполнила свою работу как надо, занимаю место рядом с мамой. Зрителей не очень мало, но и не так уж много. Может, в выходной день их было бы больше. Среди них есть молодые, есть и постарше, в общем, самые разные люди. Недалеко от нас сидит батюшка.
На сцену выходит Света Рудзиевская, чтобы сказать небольшое вступительное слово. После пожеланий приятного просмотра начинается первый спектакль, «Предложение». На фоне шикарных декораций в нежно-зелёных тонах мы видим рассказ о том, как Иван Васильевич Ломов (Я. Кудрин) приезжает к своему соседу, Степану Степановичу Чубукову (В. Майоров), чтобы просить руки его дочери (Т. Шульгина). Оставшись наедине с Натальей Степановной, Иван Васильевич начинает подготовленную заранее речь, в которой касается и якобы принадлежащих Ломовым Воловьих Лужков. Но Наталья Степановна возмущённо прерывает его, утверждая, что Воловьи Лужки принадлежат Чубуковым. Разгорается скандал…
Зрители смотрели внимательно, некоторые снимали на камеру, был и специально приглашённый оператор. Особенно понравилась всем сцена, когда Наталья Степановна, узнав о цели визита Ломова, требует его вернуть и готова перед ним извиниться. Также никого не оставила равнодушным сцена, когда начался новый спор, о собаках. Люди смеялись до упаду.
После спектакля был антракт, в эти 10 минут очень немногие куда-то выходили, все, в основном, сидели под впечатлением. Мы с мамой обсуждали увиденное. Ей нравится, как играет В. Майоров, ещё с тех пор, как мы ходили на «Женитьбу». Я и сама считаю, что у него огромный талант. Остальные актёры тоже были на высоте, просто его игру хотелось бы отметить особенно.
Наконец, начался второй спектакль, «Юбилей». Зрители, немного уставшие, но счастливые, воспринимали его также хорошо, как и первый, живо реагировали на всё, происходящее на сцене. Некоторые стали пересаживаться ближе, чтобы было удобней снимать. Нам открылись роскошные декорации в розовых тонах, картины на «стенах». В банке готовятся торжественно отметить 15-летний юбилей учреждения. И в этот момент происходят события, перевернувшие всё с ног на голову. Бухгалтер Хирин (Е. Теряев) готовит доклад для юбилея банка, Мерчуткина (Е. Артикулова) выпрашивает деньги у главы банка Шипучина (С. Маршинин), жена Шипучина (Л. Невская) слишком подробно и нудно рассказывает о том, что она пережила у матери, и идёт словесная перепалка между Мерчуткиной и мужчинами. Каждый говорит своё, никто никого не хочет слушать. Мерчуткина способна достичь любой, даже самой нелепой цели. В данном случае ей нужна сумма в двадцать четыре рубля тридцать шесть копеек, которую уволенный с прежнего места работы муж брал под поручительство сослуживцев. Веский аргумент («нешто он мог без моего согласия брать?») побуждает Мерчуткину добиваться возмещения высчитанных из жалованья денег. И она получает на шестьдесят четыре копейки больше от обезумевшего управляющего банком, готового на всё, только бы освободиться от неё. Автохарактеристике героини («Я женщина слабая, беззащитная. От всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу») комически не соответствует её активность и непробиваемость.
На мой взгляд, Е. Артикулова блистательно справилась с этой ролью, далёкой, как мне кажется, от её жизненного характера. Превосходно сыграла и Л. Невская, которой удалось удивительно правдиво передать легкомысленный характер своей героини. Игра остальных актёров тоже была на хорошем уровне, они вжились в роли так, что им веришь.
Путаница и нелепость в «Юбилее» достигает высшей точки в минуту, когда разъярённый Хирин набрасывается, не разобравшись, на жену Шипучина (вместо Мерчуткиной), та визжит, ошибка выясняется, все стонут – и входят служащие: начинается юбилей, тщательно ими подготовленный. Обессиленный юбиляр перестаёт что-либо соображать, бормочет бессвязные слова, на этом всё заканчивается.
По окончании представления были великолепные, искренние аплодисменты.
Мне очень понравился весь вечер в целом. И декорации, и костюмы были прекрасно проработаны и соответствовали тому времени, которое описывал Чехов. То, что писатель хотел сказать в своих произведениях, актёрам удалось донести до зрителей. Остались самые приятные воспоминания о чудесно проведённом вечере.
Мария Кондрикова
14.03.2013