Спектакль "Фантазии Фарятьева" по пьесе Аллы Соколовой. Премьера состоялась 19 мая 2015 года. Это двухчасовая трагикомедия (с антрактом) о любви и о жизни... Отзывы о спектакле читайте ниже.

 

Действующие лица и исполнители:

19 мая:

Павел Фарятьев - Яков Кудрин,
Александра (Шура) - Мария Зимина,
её сестра Люба - Анастасия Громова,
их мать - Мара Уварова,
тётя Фарятьева - Екатерина Штеренберг.

26 мая:

Павел Фарятьев - Сергей Маршинин,
Александра (Шура) - Екатерина Мякиш,
её сестра Люба - Анастасия Громова,
их мать - Марина Полякова,
тётя Фарятьева  - Екатерина Штеренберг.

Смотреть Фотоальбом с премьеры.

Смотреть Фотоальбом со второго спектакля.

Статья о спектаклях 4 и 11 октября.

Смотреть Фотоальбом со спектакля 4 октября (фото Нины Мигалиной).

Смотреть Фотоальбом со спектакля 11 октября (фото Алексея Никонова). 

25 октября спектакль показывали в тюрьме - там он тоже был замечательно принят. Об этом заметка: «Фантазии Фарятьева» в тюрьме.

Смотреть Фотоальбом с тюремного показа.

 

История показов:

19 мая 2015 года - премьера, зал Православно-просветительского центра при храме Благовещения в Петровском парке (ППЦ). Состав: Яков Кудрин, Мария Зимина, Анастасия Громова, Мара Уварова, Екатерина Штеренберг.

26 мая 2015 года - зал ППЦ. Состав: Сергей Маршинин, Карина Мякиш, Анастасия Громова, Марина Полякова, Екатерина Штеренберг.

4 октября 2015 года - зал ППЦ. Состав: Яков Кудрин, Мария Зимина, Анастасия Громова, Мара Уварова, Екатерина Штеренберг.

11 октября 2015 года - зал ППЦ. Состав: Яков Кудрин, Карина Мякиш, Анастасия Громова, Марина Полякова, Екатерина Штеренберг.

25 октября 2015 года - для заключенных отряда хозяйственного обслуживания в СИЗО №3 (г.Москва). Состав: Яков Кудрин, Мария Зимина, Анастасия Громова, Мара Уварова, Екатерина Штеренберг.

 

Интервью с художественным руководителем театральной студии «Петровский парк» Марой Георгиевной Уваровой:

Как вы решили поставить именно эту пьесу?

Я уже давно мечтала об этой пьесе. Однажды давным-давно я посмотрела спектакль по пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева» в православном театре Русской драмы «Камерная сцена» под руководством Михаила Щепенко. Спектакль произвел на меня потрясающее впечатление. В конце спектакля я испытала настоящий катарсис – плакала в три ручья. Больше всего мне понравился положительный настрой в трактовке пьесы, ведь по советскому фильму всё получалось очень грустно и безнадёжно, при всем моём уважении к отличным актерам. Хотя, по-своему, сам этот фильм тоже интересен. К тому же – мое первое впечатление от этой вещи идет именно от фильма.

Пару лет назад наш актер Сергей Маршинин предлагал поставить эту пьесу, но я тогда решила, что это безнадежная затея для нашей студии – мы не были тогда готовы к этому. Тогда, как раз, велась работа над спектаклем А. Вампилова «Старший сын» – тоже очень сложной психологической драмой. Спектакль создавался с большим трудом, и, надо сказать, что мне казалось, что он не сложится, будет провальным. Но после удачной постановки Вампилова я поняла, что можно ставить и эту пьесу. А когда к нам в студию пришли Настя Громова и Маша Зимина – я их увидела в этих ролях, ну и Яшу, конечно, увидела в роли заглавного героя. А Катя Штеренберг открыла для меня в себе на репетициях потрясающую добрую и «настоящую» тётю героя.

Наш режиссер Валерий Николаевич неожиданно поддержал меня в желании поставить «Фантазии…». Оказывается это его любимая пьеса, в которой он играл главную роль на протяжении нескольких лет много десятилетий назад. И удивительно, что он помнит текст до сих пор!

Какие трудности были при постановке спектакля?

«Так разве это трудности? Никаких трудностей!» Были, конечно. Например, у наших новых исполнительниц маленькие дети, которых некуда деть – они тоже приходили на репетиции, было очень сложно ставить наш новый спектакль в условиях постоянных встреваний детей и бесконечного шума и крика. Режиссер всё это терпел просто ангельски.

Потом появился и второй состав – Сережа Маршинин, Карина Мякиш, Марина Полякова. Двумя составами всегда сложнее репетировать – возникают непонимания, какие-то проблемы в отношениях, нехватка времени для дублёров.

Было и неверие самих исполнителей в пьесу, в её интересность и позитивность. В какой-то момент она стала многим казаться чересчур депрессивной, пессимистичной и тоскливой. Но потом это отношение изменилось. К концу репетиционного процесса все прочувствовали смысл этой пьесы, её красоту, душевность и духовность, я бы сказала! В итоге мы выдержали все трудности, и премьера состоялась, наконец! «Чему я очень рада!» И зритель встретил спектакль очень тепло! С восторгом даже. Многие плакали на премьере. Это ли не лучшая оценка спектакля! Удивительно, что все сыграли на очень высоком уровне, хотя многие в студии давно, а некоторые только пришли к нам. У нескольких человек – это, вообще, первый полноценный спектакль, впервые серьезные роли. А получился удивительно цельный ансамбль. Это большая победа, на мой взгляд!

Скажите пару слов о вашей роли. Насколько она подходит вам? Как удается?

Если говорить об этой роли, то Зинаида Шарко играла в 1979 году – мать сестёр в фильме Ильи Авербеха. Я нахожусь под очень сильным впечатлением от её исполнения роли. В начале репетиций мне, вообще, было очень трудно отделаться от чувства копирования Шарко (такие точные у нее интонации) – теперь появилось что-то свое. После премьеры мне говорили зрители, что моя Мамаша совсем не похожа на неё. Кстати, чуть раньше, она же сыграла в Большом драматическом театре тётю Фарятьева в 1976 году (в постановке мужа – Сергея Юрского).

Это роль, по-настоящему, моя. Я такая в жизни бываю. «Полубезумой квочкой» – мамашей со своей «безграничной» любовью к детям (что, конечно, ужасно – границы в отношениях необходимы, особенно в отношениях с близкими людьми), со своим постоянным контролем. Мне кажется, для того, чтобы удачно сыграть роль, нужно найти в себе что-то очень смешное и, возможно, нехорошее, и тогда, обязательно, всё получится – получится высмеять и отвергнуть эти черты. Тогда происходит самоочищение через высмеивание. Господь помогает, наверное – в этом и есть исцеляющая сила искусства, на мой взгляд. Меня лично эта тема в актёрской игре больше всего привлекает.

О чем эта пьеса для Вас?

О любви. О христианской любви ко всем людям. О взаимопонимании. О приятии другого человека таким, какой он есть. О возможности благих изменений в жизни каждого. О том, что один человек может много сделать хорошего для другого (а может, и плохого). О свободе выбора. О видении в другом человеке образа Божиего. На мой взгляд, Фарятьев – это идеал христианского восприятия мира, почти святой человек.

По-моему, Алла Соколова переосмыслила и воплотила в этой пьесе основную мысль «Идиота» Фёдора Михайловича Достоевского. На репетициях, при разборе пьесы мы нашли много общих моментов и параллелей. Приведу пример: тема «У неё такие глаза!», - это то, что Князь Мышкин говорит о Настасье Филипповне, о глазах, в которых отразилось перенесенное ею страдание («Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!») – именно поэтому он хочет жениться на ней. В данном случае, жениться – значит спасти. У Фарятьева тот же самый основной мотив. Фарятьев, как и Князь Мышкин, видит в Александре образ Божий, страдающий и помутненный, но важно то, что он ВИДИТ его, не смотря ни на что, видит, как можно её спасти («Как он смотрит на нее»), а она боится этого взгляда, чувствуя свою греховность и недостоинство (если говорить церковным языком): «Не смотрите на меня так! Нельзя на меня так смотреть!»

И тема Прощения, почти Божественного, здесь тоже очень важна – Бог ведь смотрит не на грехи человека, а на его внутреннюю суть. У человека есть свобода выбора и именно эта свобода бывает трагична для него – он нередко выбирает страсть, а не спасение. Так что христиански эта пьеса очень хорошо осмысливается!

 Вопросы задавала участница студии

Марина Полякова

Историческая справка о спектакле:

Впервые "Фантазии Фарятьева" в БДТ поставил Сергей Юрский в 1976 году. Он так же был и исполнителем главной роли. В роли Любы дебютировала Светлана Крючкова, а Зинаида Шарко исполняла роль тёти Фарятьева. Этот спектакль автор пьесы считает самым лучшим из виденных ею.

 

Из отзывов зрителей: 

(Отзывы перенесены из встречи спектакля вКонтакте)

Liubov Kuzminova:

(Отзыв или личное мнение)

Премьера! Когда на сцене играется пьеса в первый раз, волнения актеров невольно перенимают и зрители, с нетерпением они ждут открытия занавеса. И вот действие началось! Как свежо и ново, участники театрального кружка, словно всю жизнь были актерами. И какими актерами! Они не играют, а живут на сцене, заставляя каждого зрителя на себя примерить их роли. Катюша в роли Шурочки была особенно хороша. Эта детскость, не наигранность и блеск в глазах - все выражало в ней неопытную, неискушенную в любви девушку. А ее сестра Люба, словно сошла с экрана советской киноленты, где актеры были мастерами перевоплощения. Ни на минуту и мысли не допускаешь, что она просто играет совою роль. Их мама – хлопотушка… как будто это где-то рядом твоя мама в очередной раз дает себе наказ. И тетушка Павлика справилась со своей ролью. Сергей, может, был немного скован, но в том и вся прелесть, его герой Павел именно такой - немного не уверенный в себе, не решительный человек, но вместе с тем добрый, чуткий и открытый.

Многие, наверно, со мной согласятся, герои трагикомедии «Фантазии Фарятьева» живут среди нас, а может, мы сами ими были когда-то.

Пьеса А. Соколовой заставляет задуматься, а значит, как нельзя более верно выбрана для постановки в сегодняшний будний день. Мелькают фонари в туннеле, а в голове звучат рефреном слова героини: «Он добрый, открытый человек…только…» А сумасшедший ли он?

Почему нам порой такие люди, как Павел, кажутся странными?

Изо дня в день мы встречаем людей, каждый из них подвержен порокам. Ложь, Садизм, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Равнодушие… - мелькают все лица. И все это мы давно уже принимаем за норму.

А когда встречаем доброго, отзывчивого, открытого человека, часто говорим - "Странный он какой-то". Странный? – Уникальный! Добро не может повторяться дважды, в каждом конкретном случае, оно свое - новое, душевное, свежее.
Возможно «Фантазии Фарятьева» призывают к уникальности. В каждом из нас живет что-то свое неповторимое.

Екатерина Хан:

Люба, как точно и тонко ты прочувствовала спектакль!!! И отзыв твой с призывом о доброте заставляет задуматься!!! Все так и есть, ненорма в повседневной жизни уже стала нормой! А люди добрые, открытые, чистые нас удивляют и мы пытаемся оградиться от них, желая их записать в сумасшедшие...

Анна Еркова:

Я тоже под большим впечатлением! Спасибо Вам, ребята! :)

Елена Артикулова:

Спектакль потрясающий. Игра актеров удивительно точно передает характер каждого персонажа. Девчонки молодцы, как одна семья. Очень хорошо передали настроение и смысл пьесы. Декорации позитивные, светлые, располагающие к хорошему. Получила удовольствие. Спасибо))))

Дмитрий Осипенко:

Замечательное выступление! Вообщем-то обычная жизненная история благодаря хорошему сюжету и замечательной игре актеров предстала перед зрителями в виде замечательного спектакля! :))

У студии имеется видео-репортаж с премьеры.