Воскресенье, 08 марта 2015 21:00

Фильм Робера Брессона «Карманник»

17-го февраля состоялся просмотр фильма Робера Брессона «Карманник», снятого в 1959 году. Это один из шедевров выдающегося французского режиссера. Здесь, как и в других его картинах, почти отсутствует актерская игра, лицедейство. Нет таких привычных и желанных многим современным зрителям интриг, захватывающих действий и спецэффектов.

26 ноября в рамках лектория «Киноприкосновение к христианству» был показан один из шедевров  японского режиссера Акиры Куросавы «Ран» («Смута»), снятый в 1985 году. Предварял просмотр как всегда интересный и живой рассказ отца Ильи. Взяв за основу великое произведение У.Шекспира «Король Лир», Куросава снял яркий масштабный эпос с впечатляющими батальными сценами, прекрасной японской природой и музыкой, удивительно гармонично дополняющей повествование. Завораживает визуальная эстетика картины. А потрясающе красивые костюмы (за них картина получила премию «Оскар») помогают лучше понять  внутреннюю сущность героев.  Тревожные красные и желтые цвета  - цвета крови и предательства, противопоставляются умиротворяющему голубому - небесному. Можно сказать, что снят фильм  даже и не «по мотивам» шекспировской трагедии.  Будто бы похожая история случилась в другое время и в другом месте. Фильм «Ран» затягивает в символически яркий и просторный, но одновременно душный и мрачный мир, в котором кипят бессмысленные страсти. Постаревший отец, не послушавший доводов младшего сына, решением о разделе владений вверг братьев в ожесточенную войну за власть. Но очень скоро, всеми покинутый, лишившийся рассудка, он остается один на один со своим горем, и лишь младший сын с его жертвенной и всепрощающей любовью становится его опорой. Образ возвращения,  в данном случае, «блудного отца», осознания своей ответственности за все происходящее, искреннее и глубокое раскаяние  отсылает нас к Евангельской притче.  Фильм смотрится на одном дыхании. Последняя же сцена, где мы видим слепого мальчика, нащупывающего дорогу на краю обрыва – как символ человека, всегда стоящего на краю выбора между добром и злом.

22 октября в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели чудесный фильм режиссера Ясудзиро Одзу «Поздняя весна». Он является первой частью трилогии («Поздняя весна» 1949 г., «Раннее лето» 1951 г., «Токийская история» 1953 г.), посвященной взаимоотношениям в семье, гармонии отношений между близкими людьми и тому, как важно ее сохранить. Это особенно актуально сейчас, когда современный мир объявил войну традиционным семейным ценностям.
В этом фильме мы видим удивительную обжигающую нравственную чистоту отношений главных героев. Овдовевший профессор  хочет выдать замуж единственную дочь, понимая, что семья – это единственное подлинное призвание человека. А ей и мысли не приходит об устроении своей жизни. Она готова и дальше жить заботами об отце. И тогда профессор решается на хитрость… Он бы считал преступлением не сделать всего для того, чтобы его дочь была счастлива. И зритель верит и надеется, что семейное счастье действительно согреет ее душу…
В художественном смысле фильм «Поздняя весна» являет дивную простоту, доведенную до совершенства. Взгляд камеры, как будто стоящей на одном месте, позволяет быть соучастником происходящего. Наблюдать за каждой мизансценой внутри конкретного кинопространства.
И еще нельзя особо не коснуться финала картины. Едва ли в мировом кинематографе найдется десяток кадров, наделенных таким глубочайшим пониманием происходящего в человеческой душе. Да, профессор остался один. Но, его самоотверженный поступок открыл величайший смысл: мир создан для любви! И становится не важно, сколько продлится  его земная жизнь, она уже уходит в вечность…

9-го мая на Светлой седмице состоялся очередной просмотр в рамках молодежного клуба «Петровский парк». Мы посмотрели выдающийся фильм датского режиссера Карла Теодора Дрейера «Слово».

По мнению опытных в области кино людей «лучше Дрейера может быть только поздний Дрейер». «Слово» - это предпоследний фильм выдающегося мастера, снятый в 1955 году. В качестве сюжета взята одноименная пьеса известнейшего в Дании лютеранского проповедника  XX века Кая Мунка. Сам автор этой пьесы закончил жизнь в концлагере, фактически пострадав за христианскую веру,  и считается в Дании мучеником.

Не погружаясь глубоко в сюжет, который не принципиален для великих творений человеческого духа (кино здесь не исключение), можно сказать, что фильм посвящен встрече каждого человека с Богом. Развитию живой веры в его душе от реального соприкосновения с Божьим словом, живым и действенным, проникающим  в нас и через слух, и через  окружающий мир, и исходящим от небес. Само название, данное и пьесе, и фильму, свидетельствует не только о тех цитатах из Евангелия, которыми изобилует киноповествование,  но и о присутствии самого Божьего Слова – Христа – в нашей жизни. Это свидетельство К.Т.Дрейер проводит через всю атмосферу фильма как некую внутреннюю тишину, некий, наполняющий всякий кадр, свет, от которого нельзя оторвать взгляд. Зрителю явлено сверхъестественное действие благодати Божией, но оно становится ощутимым только при абсолютно возможной для каждого свидетеля этой благодати проявленной веры. Поэтому и главное чудо фильма совершается лишь тогда, когда каждый (еще раз подчеркнем, каждый), кто увидит это чудо, со своей стороны сделает возможный для него в этот момент шаг навстречу Христу – владыке жизни и смерти.

Художественное же совершенство фильма «Слово» не поддается никакому описанию. Дерзнем сказать, что средствами кинематографа Дрейер достигает «вермееровского эффекта» - живого, светящегося, все наполняющего воздуха. Все это, снятое на Земле, исполнено как будто неземной красоты, все проникающего небесного света.


 Протоиерей Илья (Шапиро)
 

 

11 апреля в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели  фильм датского режиссера Карла Теодора Дрейера «День гнева», стоящий немного в тени его величайших шедевров, но, при этом, не менее великий.

Действие разворачивается в средние века, в эпоху разгула темных сил. Стоить отметить, что в фильме показан процесс над настоящей ведьмой, которую впоследствии сжигают на костре. Режиссер подчеркивает, что были времена, когда этому страшному явлению - сознательному служению сатане - давалась адекватная оценка.

В фильме «День гнева», как и в других работах великого режиссера, лаконичность киноповествования возведена в степень совершенства. Кажущаяся скупость художественных приемов, медлительный темп киноповествования многократно усиливают мощь внутренних переживаний героев картины. К.Т.Дрейеру свойственно создание особой атмосферы, пронизывающей всю картину. Здесь – атмосфера Суда. Физическое ощущение неотвратимости воздаяния за творимые беззакония не покидает зрителя в течение всего фильма. Зло, в какие бы одежды не рядилось, будет обличено в день Суда Божия.

Какими мы предстанем в День Гнева?.., «не я ли, Господи?..»

21 февраля в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Нам был показан фильм выдающегося режиссера Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар». Радостно было видеть среди зрителей – и уже полюбивших этот фильм И.А.Красовицкого, И.В.Затуловскую, и впервые посетившего наш проект дорогого настоятеля о. Димитрия Смирнова.

Абсолютная отточенность и наполненность смыслом каждого кадра являются особенностью всего творчества великого мастера Брессона. Но в этом фильме еще глубже даже, чем в других его работах, чувствуется сильнейшее внутреннее напряжение, не ослабевающее до самого конца. Художник достигает огромной выразительности образов героев почти без актерской игры. Без намека на натурализм, как бы исподволь, приоткрываются самые страшные стороны бытия человеческого. В фильме образно явлена вся библейская история от сотворения мира до крестной смерти Господа Иисуса Христа, и далее – до конца времен. В ослике Бальтазаре, терпеливом и смиренном, художник дерзновенно являет нам невидимое присутствие Живого Бога. На глазах Бальтазара проходит жизнь человеков: большей частью – жестоких, реже – милостивых. Люди в основном пренебрегают присутствием ослика, а то и нещадно его эксплуатируют, издеваются над ним, или оказывают ему внимание, помощь, любовь. Тогда мы видим, отчетливо и ясно, отпадение человека от Бога или приближение к Нему. И как, например, не тронутое даже тенью греха лицо молодой девушки в начале фильма, увы, со временем отражает на себе печать нравственного падения и беззакония. В финале, преисполненный страданиями, Бальтазар умирает. К нему, откуда-то издалека (не из глубины ли веков!) собираются овцы, но, гонимые суетой, отворачиваются от него …

Этот фильм из числа высших достижений Робера Брессона и мирового кинематографа в целом. В нем с огромной силой звучит подлинная христианская проповедь. Невозможно забыть пронзительный образ главного героя фильма – поистине самое живое в нем существо.

31 января в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». На этот раз отец Илья представил нашему вниманию произведение французского режиссера Робера Брессона «Дневник сельского священника», снятый в 1950 г. по одноименному роману Жоржа Бернаноса. Фильм производит неизгладимое впечатление. В нем мастер показал возрастание человеческой души через страдания до того состояния, когда слово обретает мощь, становится действенным! Мы видим молодого смертельно больного священника, который проходит свой крестный путь, испытывая невероятные физические и душевные страдания. Кажется, что не сможет он, слабый и не уверенный в себе, помочь ни одному из жителей деревеньки начать жить по-евангельски. Если порой так сложно найти мир с самим собой. Но, короткая жизнь героя картины показывает то единственное, для чего должен жить христианин. А сомнения и, даже,  ощущение богооставленности, - это признак того, что в человеке происходит все по-настоящему. И Робер Брессон позволяет зрителю ощутить такие сокровенные движения человеческой души. Здесь не стоит вопрос глубины веры, здесь путь души, ищущей святости. Режиссер смог с удивительным пониманием и тактом показать что есть христианская жизнь. Этот шедевр мирового кинематографа можно назвать одной из самых ярких кинематографических проповедей Христа. 

Вторник, 15 января 2013 14:40

«Не тот человек»

О просмотре фильма А.Хичкока «Не тот человек»

       10 января в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели шедевр выдающегося режиссера Альфреда Хичкока «Не тот человек», снятый в 1956 году. Для зрителей, знакомых с творчеством А.Хичкока, фильм покажется не характерным. Хотя, как и многие его картины, снят на высочайшем уровне. Здесь в полной мере проявились тактичность, аристократизм и чувство вкуса мастера своего дела. Каждый кадр, как будто, просится стать отдельной картиной, помещенной в рамку.  Но, на этот раз, режиссер, окончивший в свое время католический колледж,  поднял именно христианскую тему. Сюжет  ленты основан на реальном факте обвинения человека в преступлении, которого он не совершал. По словам самого А.Хичкока «…это невыдуманная история, где каждое слово правда. И всё же (в этой картине) есть вещи причудливее, чем в любом из триллеров, которые я снимал для вас раньше». Он показал человека, подавленного сложившимися против него зловещими обстоятельствами, чуть было не ставшего жертвой страшного приговора. Но, впоследствии, научающемуся истинной молитве не только об избавлении от скорбей, но о даровании сил перетерпеть скорби. И уже кажется не случайной ошибка, по которой обвинили невиновного. Может быть никогда бы и не услышал герой картины важных и таких трогательных слов своего сына, никогда не испытал бы в полной мере чувства ответственности за все, что происходит вокруг. Промысел Божий о возвращении человека в самого себя показан в этой картине как бы на кинематографическом уровне. А.Хичкок, видимо, знал не понаслышке, о глубине молитвы, о предстоянии человека перед Богом. Классический хеппи-энд, потребованный от режиссера продюсерами, вынесен за рамки киноповествования. Истинным художником оставлена недосказанность, которая более важна и глубока, чем счастливая и безоблачная, но, все-таки, точка. А для христианина важно, что герой не перестает надеяться, верить и молиться. 

13 декабря в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели чудесный фильм режиссера Ясудзиро Одзу «Поздняя весна». Он является первой частью трилогии («Поздняя весна» 1949 г., «Раннее лето» 1951 г., «Токийская история» 1953 г.), посвященной взаимоотношениям в семье, гармонии отношений между близкими людьми и тому, как важно ее сохранить. Это особенно актуально сейчас, когда современный мир объявил войну традиционным семейным ценностям.
А в этом фильме мы видим удивительную обжигающую нравственную чистоту отношений главных героев. Овдовевший профессор  хочет выдать замуж свою единственную дочь, понимая, что семья – это единственное подлинное призвание человека. А ей и мысли не приходит об устроении своей жизни. Она готова и дальше жить заботами об отце. И тогда профессор решается на хитрость… Он бы считал преступлением не сделать всего для того, чтобы его дочь была счастлива. И зритель верит и надеется, что семейное счастье действительно согреет ее душу…
В художественном смысле фильм «Поздняя весна» являет дивную простоту, доведенную до совершенства. Взгляд камеры, как будто стоящей на одном месте, позволяет быть соучастником происходящего. Наблюдать за каждой мизансценой внутри конкретного кинопространства.
И еще нельзя особо не коснуться финала картины. Едва ли в мировом кинематографе найдется десяток кадров, наделенных таким глубочайшим пониманием происходящего в человеческой душе. Да, профессор остался один. Но, его самоотверженный поступок открыл величайший смысл: мир создан для любви! И становится не важно, сколько продлится  его земная жизнь, она уже уходит в вечность…

Статья-интервью с о.Ильей о классике японского кино

С протоиереем Ильей Шапиро беседует Надежда Зотова
 

Отец Илья: В качестве предисловия к сегодняшней беседе хочу сказать, что знаю людей, которых к серьезным решениям и реальному покаянию приводили размышления над фильмами. Несмотря на то что в православном сознании зачастую присутствует отторжение кино в принципе. С чем это связано? Мы воспринимаем кино как исключительно игровое искусство, предполагающее актерскую игру — лицедейство. Это одна сторона. С другой — какая-то вымышленная реальность пытается нас затянуть, ввергнуть в совершенно иной мир, иллюзорный; не случайно знаменитый в Москве кинотеатр, где регулярно показывали шедевры мировой кинорежиссуры, назывался «Иллюзион».
Но возможно, многое происходит от того, что мы просто слабо знакомы с кинематографом. Потому что время его расцвета попало на советский период российской истории, и эта фраза Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — для православного человека является идеологическим знаменем коммунизма в области искусства и, соответственно, вызывает отторжение. Но все не совсем так. Как выясняется, глубина мысли и переживаний, глубина реального страдания и религиозного ощущения тех явлений, которые переживало человечество в двадцатом веке, — все это средствами кино подавалось едва ли не на более высоком уровне, чем, например, средствами литературы, живописи и музыки.

Надежда Зотова: Многие недавно воцерковившиеся люди впадают в крайность и на долгие годы вообще отказываются от кинематографа. Это, конечно, право каждого. Но почему не извлечь пользу из того, что нам дано?

С Протоиереем Ильей Шапиро беседует Надежда Зотова.

Надежда Зотова: В нашем кинолектории мы рассказываем о мастерах и шедеврах мирового кино с христианской точки зрения. Сегодняшняя тема — творчество одного из крупнейших французских режиссеров Робера Брессона. 

Отец Илья: Каждая его картина, по крайней мере начиная с «Дневника сельского священника» и кончая последней — «Деньги», это особый мир. Видно, как от фильма к фильму развивался мастер, как все более глубоко, в христианском именно смысле, он творил и открывал свой мир зрителям. Проповедь веры и христианской жизни, христианского мироощущения — цель его творчества.

 

8 ноября в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча-просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству».  Новый график (один раз в месяц) не позволяет демонстрировать фильмы, на которых можно было бы отдохнуть, промежуточные фильмы. Вот и на этот раз мы имели счастье посмотреть один из величайших шедевров мирового кинематографа – картину «Деньги», снятую Робером Брессоном.

Предварял просмотр рассказ о.Ильи, как всегда познавательный и очень проникновенный. В фильме «Деньги», как и во многих лентах великого режиссера, сюжету отводится не слишком существенная роль. А отсутствие игры актеров является принципом. Главное для мастера – это взгляд за пределы этого мира. Это то, как наш мир отражается в очах Божьих. Все внимание режиссера, а, значит, и наше внимание обращено на то, что происходит ТАМ.

Поклонение культу денег – этой псевдоценности современной реальности, воюющей против Христа –  ведет к разрушению, к гибели души. Мы видим поначалу кажущиеся не заслуженными страдания молодого человека. Однако, по мере ожесточения его сердца, усугубляется и вина его. И вот уже совершается убийство не просто невинного, но человека жертвенного и святого. Но у Бога находится для жестокого убийцы больше милости, чем можно себе представить. Страшное преступление оборачивается надеждой не спасение даже этой,  казалось бы, погибшей души. Поэтому этот фильм о нас, о путешествии каждой человеческой души. О том, что у каждого остается надежда на спасение.

После фильма состоялось импровизированное обсуждение. Остались члены молодежного клуба. Позже, к нам присоединился о.Илья и еще много рассказывал о фильме, о жизни, о вере. Чем больше мы вспоминали и обсуждали увиденное, тем отчетливей и ярче открывался нам глубокий христианский смысл этого прекрасного произведения и всего творчества Робера Брессона...

Понедельник, 22 октября 2012 13:41

Р.Брессон "Деньги"

Встреча в рамках дискуссионного клуба «Киноприкосвновение к христианству» состоялась 8 ноября в 19-00. Был показан фильм французского режиссера и сценариста Робера Брессона «Деньги» (1983 г.) 

Фильм снят по мотивам рассказа Льва Толстого «Фальшивый купон»

Кинолента была удостоена приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале в 1983 году.
Потрясает до глубины души.
 
Вел встречу протоиерей Илья Шапиро.

 

Вторник, 09 октября 2012 12:34

К.Т.Дрейер «Страсть Жанны Д’Арк»

4 октября возобновились встречи в рамках лектория «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели выдающийся фильм датского режиссера Карла Теодора Дрейера «Страсть Жанны Д’Арк», снятый в 1928 году. Изначально, по замыслу автора, кинолента демонстрировалась в полной тишине. Однако, в 1994 году композитор Ричард Эйнхорн написал музыкальное сопровождение – ораторию «Видения света».
Перед просмотром отец Илья как всегда интересно и проникновенно рассказал о глубоком христианском смысле, пронизывающем эту картину и все творчество Карла Теодора Дрейера.
Фильм смотрится на одном дыхании. Невозможно отвести глаз от экрана, хочется уловить каждое движение, каждый жест и взгляд, которыми так много смог сказать великий мастер! Поразила кажущаяся простота игры главной героини, которая обнажает силу чувств и переживаний, даже мыслей, переданных на экране. В фильме явлена огромная вера молодой девушки, не сломленная никакими ухищрениями сильных, хитрых и жестоких ее судей. Каким-то непостижимым образом автор смог передать ощущение благодати, посланной Жанне во укрепление ее духовных и физических сил.
После просмотра еще долго беседовали. Переполняли чувства и не хотелось расходится.

Ждем всех желающих на следующую встречу, которая состоится 8 ноября.

17 мая в рамках Кинолектория был показан еще один фильм режиссера Ясудзиро Одзу «Поздняя весна», снятый в 1949 году. Перед началом просмотра отец Илья сказал о своем отношении к этому произведению, об актерах, о кинематографических приемах, использованных при съемках, по истине, одного из величайших шедевров мирового кино. Несмотря на то, что фильм был снят представителем отличной от христианской культуры, нельзя не почувствовать высочайшее нравственное чутье общечеловеческого художника Ясудзиро Одзу. Отношения главных героев, отца и дочери, являют нам пример запредельной обжигающей нравственной чистоты, на фоне которой любой человеческий порок беспощадно режет сердце, кажется не мыслимым. А финал картины просто поражает! Трудно представить более глубокое видение того, что происходит в человеческой душе.

«Токийская история» Ясудзиро Одзу, 1955 год. По результатам опроса кинокритиков, проведенного в 1992 году, фильм «Токийская история» вошел в тройку величайших фильмов в истории кинематографа. 
 

Среда, 18 апреля 2012 19:44

Акира Куросава "Ран"

Фильм А.Куросавы - "Ран" ("Смута")

Это свободная фантазия японского знаменитого художника-режиссера на тему Шекспировского "Короля Лира"

О фильме

Среда, 18 апреля 2012 19:05

Карл Теодор Дрейер "Слово"

Пожалуй, самый лучший фильм из "копилки" нашего Кинолектория - это фильм «Слово», снятый в 1955 году. Режиссер - Карл Теодор Дрейер. Фильм получил Золотого льва на Венецианском фестивале в 1955 году и приз за лучший иностранный фильм на Венецианском фестивале в 1956 году.

alt

Пятница, 16 сентября 2011 11:59

Фильмы кинолектория

Здесь будут описания и интересные ссылки по фильмам нашего кинолуба "Киноприкосновение к христианству". Это делается для того, чтобы Вы могли найти и посмотреть пропущенный или понравившийся Вам фильм. Все фильмы ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫ и ИСПОЛНЕНЫ ХРИСТИАНСКИМ СМЫСЛОМ. Вы можете рекомендовать эти фильмы и своим друзьям, и детям (начиная с 16 лет). В дальнейшем, хотелось бы, чтобы на этом сайте образовалась такая база с замечательным кино, интересным для христиан (в "отзывы" Вы сможете добавлять и свои предложения по этому списку)

22 марта 2012 года был показан фильм «Приговоренный к смерти бежал, или дух дышит, где хочет», снятый в 1956 году уже известным нам французским режиссером Робером Брессоном.
Среди прочих наград, фильм получил Приз за лучшую режиссуру на Каннском  фестивале в 1957 году.
В качестве музыкального сопровождения использована «Месса до минор» Вольфганга А. Моцарта.

alt


 

Страница 1 из 3

Подпишитесь на новости сайта:

Календарь событий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
3
4
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
24
25
27
28
29

Поиск по сайту

VK