Воскресенье, 13 мая 2012 17:39

Культпоход в Коломенское

1 мая 2012 г. в связи с праздничными днями и хорошей погодой наш молодежный клуб совершил однодневную прогулку в Коломенское. Это прекрасное место на юге Москвы позволяет одновременно провести активный отдых на природе (Коломенское – природно-ландшафтный заповедник с территорией в 390 га) и окунуться в русскую историю и культуру, посетив музеи.

    

Так что встречу в Коломенском вполне можно назвать настоящим культпоходом, пожалуй, первым в истории нашего клуба по насыщенности программы. Сбор проходил на метро Каширская в 12 часов дня, а домой разъезжались после 6 часов вечера от метро Коломенская. Пешеходный маршрут пролегал от Дворца Алексея Михайловича вдоль всего Коломенского через храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове к главной площади парка с основными памятниками (храмами Вознесения Господня, Георгия Победоносца, Казанской иконы Богоматери, Водовзводной башней, Передними воротами и т.д.). На пути мы сделали привал на вершине одного из холмов, откуда открывался вид на Москву-реку и противоположный берег.

При подготовке к прогулке точно намечалось посмотреть выставку «Ангелы и прялки», проходящую в одном из помещений Дворца Алексея Михайловича, а остальной план – по обстановке. Накануне встречи выяснилось, что 1 мая посещение музеев Москвы является бесплатным, так что мы воспользовались этим и заодно посмотрели постоянные экспозиции Дворца Алексея Михайловича, Водовзводной башни, Передних ворот, церкви Георгия Победоносца и подклета церкви Вознесения. Конечно, для одного дня такой программы оказалось многовато, зато наш культурный штурм в историю XVII века, думаю, запомнится всем участникам встречи надолго. Безусловно, не хватило экскурсовода (из нас самих), который бы по ходу движения по маршруту грамотно просветил хотя бы в некоторых важных исторических моментах. Однако поход в Коломенское, по сути, был пробным мероприятием, поэтому и не все сложилось идеально. Данная статья не претендует на полноту рассказа об увиденном, а скорее, отметит основные этапы прогулки и некоторые наблюдения касательно формата встреч подобного рода.

 

 

Оглавление:
«Много званых, но мало…»

Фараонки, неподъемная хоругвь и чудо-сень
Дворец царя Алексея Михайловича
Дикобраз против дельфина, или тайм-аут на природе
Тайны Государева двора, или окончательное погружение в эпоху
На будущее

«Много званых, но мало…»

На прогулку в Коломенское Мара Уварова приглашала очень много людей (и из постоянных членов клуба, и из числа наших общих друзей, и из тех, кто недавно узнал о клубе). Информация о месте и времени встречи заранее распространялась по электронной почте и sms-сообщениями. Так что сбор участников прошел быстро и четко. Правда, по приезде в Коломенское нас оказалось всего шестеро: Мара Уварова, Яша Кудрин, Миша Спиридонов, Света Рудзиевская, Настя Кондрашова, Ира Эйянгма.

С самого утра на мобильный Светы Рудзиевской начали приходить sms-сообщения от тех, кто по той или иной причине не придет. Но самое интересное поведала Мара: в Коломенское не смогла выбраться почти вся мужская «половина» клуба, причем у каждого из ребят нашлись свои объяснения. Кто-то болел или страдал от аллергии на цветущие растения, у других резко переменились с утра планы, третьи имели в этот день неотложные дела, четвертые вынуждены были в этот выходной работать… Услышав об этом, девушкам оставалось только улыбнуться и развести руками, а потом задуматься: почему ребятам из клуба оказалось неинтересно провести с ними вместе время? Может, кого-то испугала неопределенность программы? В итоге общение собравшихся в Коломенском получилось не столь веселым, разнообразным и продуктивным, как ожидалось, а функцию фоторепортера за отсутствием Мити Кашкина взяла на себя Настя с ее слабенькой «мыльницей» (другого фотоаппарата до приезда Светы Городовой попросту не было). Правда, небольшое количество участников встречи можно оценить как оптимальное для просмотра музейных экспозиций: даже из шестерых кто-то ходил по залам чуть быстрее, а кто-то отставал, – а если бы собралась более многочисленная группа, то она неминуемо распалась бы на части.

         Совместный просмотр музейных экспонатов вообще оказался делом непростым. «Мне лично хотелось "общения" с природой и шедеврами искусства "наедине"», – поделилась впечатлениями Мара Уварова. Свете Рудзиевской, привыкшей останавливаться на деталях или задерживаться у особо поразивших экспонатов, темп просмотра тоже показался несколько быстрым. С другой стороны, для четырнадцатилетнего Миши Спиридонова такой объем информации был велик, поэтому его внимание к экспозициям в конце прогулки заметно ослабло, а «наиболее запомнилось, – по признанию Миши, – внутреннее убранство во Дворце царя Алексея Михайловича (то есть самый первый из объектов. – Авт.). Было такое ощущение, что я перенесся из двадцать первого века в семнадцатый». Вместе с тем очевидны и плюсы совместного просмотра музейных экспозиций, когда самодеятельная «экскурсия» складывается за счет соединения знаний, опыта и точек зрения разных участников встречи. Так, на выставке «Ангелы и прялки» Мара Уварова, стоя у ткацкого станка, исходя из собственного опыта, объяснила ребятам, как работает станок. А Яша Кудрин на протяжении всей прогулки забавлял участников встречи веселыми комментариями. Чего стоит шутка о маленьком епископе и его огромном алтарнике, отпущенная Яшей по поводу двух слишком сильно отличающихся по размеру церковных облачений, представленных на выставке «Ангелы и прялки»!

   

Фараонки, неподъемная хоругвь и чудо-сень

Расположенная всего в двух комнатах, выставка «Ангелы и прялки» (которая, кстати, продлится до сентября) вызвала у ребят из молодежного клуба самые сильные эмоции. Украшенные резьбой и яркой росписью прялки и предметы убранства крестьянских домов, вышитые полотенца, народные костюмы и обувь, забавные позолоченные фигуры ангелов из разных церквей – все это нашло отклик в сердце каждого, вызывало живой интерес и желание прикоснуться к предметам или вступить с ними в какую-то взаимосвязь.

Мару Уварову привели в восторг резные львы и ангелы: «Я таких ангелов люблю еще с очень раннего возраста из Латвии. Там есть замечательный музей храмовой деревянной скульптуры и резьбы в Рундале (в Бироновском дворце Расстрелли под Елгавой)», – пояснила она.

 

        А сколько новой информации почерпнули участники встречи из этой крохотной выставки, представившей народное искусство Поволжья и Русского Севера! Например, все обратили внимание на резные деревянные двери шкафа, в котором в XIX в. на речном судне хранили казну.

Две фигуры с рыбьими хвостами на этих дверях были мужского и женского пола, но если в женщине узнавалась русалка, как же стоило называть мужчину? Выяснилось, что подобные мужские фигуры-обереги назывались фараонки. Также надолго задержались ребята возле витрины с двусторонней хоругвью диаметром метра три. Сколько же человек несло такую хоругвь, гадали мы, глядя на рукоять хоругви? «Ощущение, что пройти крестный ход с ней под силу только Илье Муромцу», – считает Ира Эйянгма.

Особой изысканностью и филигранностью выделялась расписная резьба мастеров из Соловецкого монастыря, представленная на выставке двумя экспонатами – царскими вратами и восьмигранной надпрестольной сенью. «Надпрестольная сень из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря поразила своим размером, исполнением и формой – такое увидела впервые. Почему-то захотелось под ней постоять. Но это под запретом, пришлось ограничиться стоянием рядом, что тоже было приятно», – делится впечатлениями Ира Эйянгма.

Ребята действительно дольше задержались возле этого чуда искусства, благо, возле экспоната на стене работал монитор, по которому демонстрировался фильм о том, как сотрудники музея собирали на месте эту сложную конструкцию без единого гвоздя, состоящую, наверно, из сотни деревянных деталей… Много интересного узнали ребята из клуба на выставке «Ангелы и прялки»: и как выглядит душегрейка, и что лапти надевали не на босу ногу, и что, окончив работу, пряха вставала с расписного донца прялки и вешала его на стену как обычную картину… Всего и не перечислить, лучше прийти и увидеть своими глазами!


 

Дворец царя Алексея Михайловича
Погода 1 мая выдалась сухой, но довольно ветреной. Все почувствовали себя немного зябко, а легко одетый Миша сразу же замерз. Правда, Мара тут же нашла выход из положения, отдав Мише свою кофту, что придало ему вполне стильный вид. С прогулкой на природу решили повременить и, увлеченные сказочным видом массива недавно отстроенного Лужковым дворца, отправились смотреть его внутреннее убранство. Света Рудзиевская поймала себя на мысли, что живя в Москве и слыша что-то краем уха об этом дворце, вряд ли бы сама когда-нибудь собралась посмотреть его, а встреча клуба стала поводом к такой возможности, о которой Света и другие участники встречи явно не пожалели. Пусть это и «новодел» – дворец, состоящий из шести корпусов, связанных между собой переходами, построен в 2007–2010 гг. (причем не на том месте, где он находился исторически), – но воссоздан он с достаточной долей достоверности на основе исторических документов и материалов раскопок, которые ученые проводили в Коломенском в 1990–2000-е гг. Внутри на основе фондов музея-заповедника Коломенское, а также новых экспонатов из области культуры и царского быта XVII столетия воссозданы 24 интерьера в Хоромах Государя, Хоромах Государыни и Хоромах Царевича.

 

      Царь Алексей Михайлович (1629–1676), для которого Коломенское служило загородной резиденцией, в 1670-е гг. регулярно с семьей выезжал на летний отдых во дворец. Кроме того, русский государь в нем же проводил дипломатические приемы, заседания Боярской думы и советы с главами приказов. В 1767 г. дворец обветшал, и императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи, благодаря которым и стало возможным его восстановление в наше время. Музейный сайт сообщает, что специалисты разного профиля из старинных культурных центров России – технологи, модельщики, скульпторы, художники, иконописцы, художники по керамике, по дереву, паркетчики, позолотчики, драпировщики, кузнецы, ткачи, золотошвеи, ювелиры, обойщики – трудились над воссозданием интерьеров дворца.

 

       Площадь экспозиции этого «музейно-культурного центра» достаточно велика, так что наша группа в довольно быстром темпе прошла по залам и помещениям, наслаждаясь яркими росписями потолков и стен, красивыми люстрами и светильниками, изразцовыми печами, витражными окнами, всевозможными предметами, среди которых были шкафы, сундуки, ларцы, книги, зеркала, часы, стол-секретер с инкрустацией из слоновой кости и многое другое. Иру Эйянгму поразило, что «царские дети обучались по Псалтири, а образы библейской истории сопровождали их быт – например, в виде ковра на стене со сценой принесения Авраамом в жертву Исаака. И у царя, и у его жены были свои комнаты для молитвы с иконами – своего рода часовни в доме, где они уединенно молились, читали Священное Писание». То, что у царя и царицы были отдельные молельни, удивило и Свету Рудзиевскую: эти комнаты с полумраком и маленьким иконостасом впечатляли атмосферой благоговения и тишины!

 

Проходя через кабинет Петра I (тоже жившего в свое время во дворце), Яша Кудрин долго рассматривал всевозможные географические карты, гадая вместе с Марой, что за диковинные звери изображены на одной из голландских карт Московии. Не оставил Яша без комментариев и такое помещение дворца, как мыльня, парировав, что здесь царь намыливал шеи нерадивым холопам…

   

        Ходя по залам, все ребята обратили внимание на необычную обивку стен в ряде комнат – из темнозеленой кожи с тонким позолоченным орнаментом. Оказывается, это западноевропейская мода, которую переняли на Руси на некоторое время для убранства царских апартаментов. Такие сумрачные «обои» особенно бросались в глаза после привычного для Руси представления о лепоте, выраженного радостным сочетанием красного бархата и позолоты.
Привечала дворец и дочь Петра императрица Елизавета Петровна, ей посвящен один из последних залов. Стены в нем обиты по классической моде голубым шелком, а особой красотой отличаются светильники из цветного стекла.


Дикобраз против дельфина, или тайм-аут на природе
В начале второго часа прогулки произошла «смена караула»: Ира Эйянгма вынуждена была покинуть группу, зато к собравшимся присоединилась Света Городова.

  

«Моя основная цель была пообщаться, сменить обстановку, побыть на воздухе, – делится впечатлениями о походе Света, – что и удалось сделать. Это была моя первая вылазка с осени! Даже удалось позагорать на солнышке – мы расположились на живописном пригорке с видом на Москву-реку и устроили небольшой пикник».

     

Действительно, после такого обилия экспонатов культуры и быта прошлых столетий требовалась эмоциональная и физическая разрядка. И первыми об этом «просигналили» Яша с Мишей, завязавшие прямо на площади перед дворцом дружескую потасовку. Юмористический настрой Яши передался Мише, и он, гипотетически представив для себя трагический исход схватки, тут же иронично заметил: «А потом в газетах напишут: регент церковного хора задушил сына священника». Все долго смеялись! «Я так смеялась, особенно от Миши с Яшей», – вспоминает Настя.

   

          Небо над Коломенским стало проясняться, вышедшее солнышко начало греть, и все дружной компанией, вооруженные ковриком-пенкой, пледом, складным стульчиком, снедью, состоявшей из мандаринов, конфет, вафель и воды, двинулись по тропе, любуясь весенними пейзажами и попадавшимися на пути цветущими деревьями. Конечно, многие красивые места уже были заняты, но на вершине одного из холмов нашлась симпатичная поляна и для нас.

  

Вниз шел крутой обрыв, на краю которого сразу же уселся Миша, вдаль простиралась река и просторы Московского мегаполиса, на одном из ближних холмов за нежной зеленью деревьев виднелась белокаменная глава церкви в Дьякове, а еще чуть дальше шатер храма Вознесения Господня.
 

   

За легким перекусом последовали легкие разговоры. «Общение было не слишком продуктивным, скорее расслабленным, – отзывается о встрече Мара Уварова. – Жалею, что не поиграли во что-нибудь. Однако, очень рада, что удалось выбраться и многое увидеть! Немного отдохнуть душой». Оживление в сцену весенней идиллии под солнцем внес второй раунд состязания Яши и Миши – на сей раз шла ожесточенная битва дикобраза (любимое животное Миши) с дельфином (одно из любимых животных Яши), в которой дикобраз, кстати, чуть не победил!

 

          Немного отдохнув, группа тронулась дальше и скоро вышла к ограде церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Дьяково – бывшее дворцовое село Коломенского). Это уникальный памятник архитектуры середины XVI столетия, по образу которого впоследствии, как предполагают, те же зодчие возвели собор Василия Блаженного.

  

Яша обратил внимание ребят на один из могильных памятников у церковной ограды: буквы, высеченные на камне, гласили о покойной: «жития ея было в браке десять месяцев…» (женщина умерла, вероятно, от родов, рядом же покоится и младенец). Осмотрев скромный интерьер недавно отреставрированного храма, ребята двинулись дальше и, преодолев по крутой лестнице спуск в овраг и подъем из него, оказались на подступах к главной площади Коломенского заповедника. Здесь на траве был устроен маленький привал с вкусными блинами, приобретенными в палатке общепита. Со стороны площади доносился необычайно красивый певучий звук. Выйдя к храму Вознесения, ребята увидели источник чудесного звука – древние била (металлические пластины, которые использовались на Руси до появления колоколов). Два умельца играли разные мелодии на билах, а собравшаяся вокруг толпа вдохновенно слушала и аплодировала.

   

Тайны Государева двора, или окончательное погружение в эпоху
Государев двор – это историческое ядро усадьбы Коломенское, именно здесь на сравнительно небольшой площади сосредоточено большинство сохранившихся памятников царской резиденции, сюда посетители попадают, входя в парк со стороны метро Коломенская. На главной площади, как всегда, царило оживление, у билетной кассы стояла очередь (кто же откажется побывать в музее, да еще в нескольких сразу, бесплатно!), а времени до закрытия музейных экспозиций оставалось совсем немного. Так что наша группа, собравшись с силами (чего не скажешь о концентрации внимания), в еще более скором темпе совершила последний рывок в прошлое.

 

        

       Участники молодежного клуба заглянули в здание Георгиевской церкви, где выставлено несколько икон мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Затем по крутой лестнице забрались на верхний ярус Водовзводной башни, где увидели макет этой башни в разрезе. На его примере демонстрировалось, каким образом в XVII в. воду из колодца поднимали в резервуары и подавали по трубам в царские покои и другие помещения Государева двора. Этот уникальный водовзводный механизм (близких аналогов которому нет) установил в башне в 1675 г. мастер Богдан Пучин. До наших дней от механизма дошла лишь маленькая часть, но зато прекрасно отреставрирована сама башня – удивительный памятник русской архитектуры. Конечно, всем ребятам хотелось походить по галереям знаменитого храма Вознесения Господня, но они доступны лишь в летнее время, так что пришлось ограничиться посещением подклета церкви, где выставлены предметы раскопок и копия Державной иконы Божией Матери (чудотворная икона была обретена в 1917 г. именно в подклете церкви).

 

  

        Заключительным аккордом прогулки-экскурсии нашего клуба стало посещение комплекса Передних ворот, в котором с 2004 г. размещается экспозиция «Вехи истории Коломенского». Сколько удивительного увидали мы, ходя по белокаменным палатам этого ансамбля, состоящего из шатрового четырехъярусного здания самих ворот, Приказной избы и Полковничьих палат! Древние иконы и предметы церковной утвари, изразцы (Света Городова вспомнила, как отмывала их, проходя здесь практику в институтские годы), старопечатные и рукописные книги, старинное оружие, колокола, кованые ворота, засовы и ключи, коллекцию механизмов башенных часов XVII–XIX вв., коллекцию деталей белокаменной резьбы XVII–XVIII вв., а в одной из комнат деловой интерьер второй половины XVII в. – единственная в Москве реконструкция!

 

Конечно, после яркого и рафинированного многоцветья интерьеров Дворца Алексея Михайловича обстановка в белокаменных палатах Передних ворот казалась крайне скромной и даже скупой. Но исторической правды здесь было на 200% больше. Это ощущалось само собой, витало в воздухе, ведь вещи имеют свою энергетику и неслышно разговаривают с нами.

   

Загадка объяснялась очень просто: все предметы в экспозиции Передних ворот аутентичные, подлинные, а во Дворце Алексея Михайловича настоящих памятников истории очень мало, большинство же – добротная стилизация, реконструкция. Почувствовалось это и по поведению музейных служителей: в Передних воротах они могли что-то рассказать, ответить на вопросы, а во Дворце Алексея Михайловича создалось впечатление, что они сами ничего не знают и следят лишь за тем, чтобы никто ничего руками не трогал (ведь деньги Лужковым вложены немеряные!). 

         Конечно, ребята под конец устали, отдельных ярких впечатлений от последней экспозиции никто не описал. Что же касается лично автора сей статьи, то поразили два момента. Первый – маленькая каморка, ютившаяся возле узкого перехода в среднем ярусе здания Передних ворот, где, очевидно, жил человек, следивший за механизмом башенных часов (интересно, как он там умещался со всем скромным скарбом?!).

   

И второе – витрина с одеждой и предметами быта крестьянки, жившей в начале ХХ в. в Коломенской волости: удивительно изысканное кремовое свадебное платье было у этой простой крестьянки (в витрине есть ее фотография)! 

   
 

На будущее
«Есть предложение – изучать материал перед походом: на встрече клуба или в дороге, т. к. в самом походе информация (ее изобилие) может утомлять. Возможно, нужно отбирать что-то самое необходимое и самое интересное и этому уделять больше всего внимания», – считает Мара Уварова. «Можно было бы добавить в организацию какой-нибудь анонс о том, что будем смотреть, какую-то краткую информационную справкуоб Алексее Михайловиче, чтобы ходить по его дворцу с большим пониманием, кто именно жил в такой обстановке, что был за человек», – отзывается Ира Эйянгма. Безусловно, предварительная информационная подготовка перед встречами в подобном формате необходима. Но хочется, чтобы она, как и остальные проекты клуба, была общим делом, а не инициативой одного и того же добровольца или постоянной обязанностью «штатного» экскурсовода клуба. Божественная Литургия в переводе с греческого означает «общее дело». Встречи и проекты молодежного клуба «Петровский парк» тогда приблизятся к образу православного служения, когда каждый из участников клуба преодолеет в самом себе потребительское отношение к жизни и к каждому мероприятию клуба станет относиться как к своему. Помоги нам в этом Господь!
 



Света Рудзиевская,
9–10.05.2012
 

Прочитано 2025 раз

Подпишитесь на новости сайта:

Календарь событий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
3
4
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
24
25
27
28
29
31

Поиск по сайту

VK