Как дать помогающий отзыв о проделанной работе?
 
В качестве примера представьте себе обычное для многих производственное совещание или отчет какой-либо проверяющей комиссии, экспертизы, где:
• 60% времени (бумаги) отводится перечислению всех выявленных недостатков, недочетов, проколов и т.д.;
• 20% - поиску виноватых и их перевоспитанию (читай «наказанию»);
• 5% - накаливанию негативной эмоциональной обстановки с целью стимуляции работоспособности;
• 4% - предупреждению будущих неудач;
• и, возможно, 1% всего времени отводится на конкретные предложения по решению поставленной задачи. 
 
Помогающий отзыв – это информация о результатах произведенного действия, данная самому себе, другому человеку или группе людей в такой форме и последовательности, в которых она наиболее полно сможет быть использована для дальнейшего качественного роста и повышения эффективности лица, выполнявшего данное действие.
 
Казалось бы, что лучше всего для анализа проделанной работы использовать критику… Но это только если, оценивая чей-либо результат, вы:
• хотите выставить себя сверхкомпетентным, не предложив ни одного собственного решения поставленной задачи;
• хотите добавить человеку отрицательных эмоций, понизить его работоспособность и желание работать;
• хотите вызвать агрессию (явную или скрытую) к себе;
• сознательно или несознательно стремитесь к тому, чтобы было много слов, но дело продвигалось очень медленно.
А на самом деле!!!
 
В помогающем отзыве:
 особое внимание уделяется взаимопониманию и доверию между аудиторией и выступающим,
 отзыв касается прежде всего поведения человека, а не о его личности,
 разговор строится в прошедшем времени,
 в первую очередь оценивается то, что конкретно было проделано успешно и качественно,
 во вторую очередь предлагаются добавления и пожелания в позитивной форме,
 каждое дополнение желательно выразить в максимально конкретных словах и предложениях, лучше (при возможности) его продемонстрировать,
 первое слово предоставляется выступающему («Как тебе кажется, как ты выступил?»), и только потом отзыв дает аудитория.
 
Себе так же важно давать помогающий отзыв: «У меня получилось это, это и еще вот это (80%), и в будущем хорошо было бы добавить вот это (20%)».
 
Формула помогающего отзыва:
В первую очередь, 80% «что конкретно было хорошо» + 
Во вторую очередь, 20% «что конкретно добавить» или «чего мне не хватило»
= Конструктивное общение
 
Пример критики:
«Снова ты пишешь методичку без структуры. Опять ты не делаешь оглавление. Где список литературы?»
 
Пример помогающего отзыва:
«Очень ценно, что ты потратил так много времени на составление этой методички, радует читабельность шрифта, главы о восприятии и внимании написаны очень живо и с интересными примерами, мне понравилась лаконичность главы о мышлении, очень удачно подобран материал о социологических опросах – он актуализирует проблему. Чтобы сделать еще лучше, я бы добавил оглавление в начале и список литературы в конце. И, возможно, поменять главу 3 и 5 местами, чтобы улучшить структуру изложения».
 
Материал предоставлен Натальей Пономаревой