Разделенная радость – радость вдвойне,
разделенное горе – горе пополам.

 Любой человек в каждый момент времени что-то чувствует, потому что в разных сферах его жизни все время что-то происходит, и чувства являются реакцией души на происходящее. Например, встав рано утром, человек едет на работу, которую очень любит, и там его ждет интересная встреча. Какие чувства он может испытывать? Может быть, сонливость и недовольство, что надо было рано вставать, - но также и приятное оживление оттого, что предстоит встреча; радость, что начался день, что есть любимая работа; он может испытывать тревогу, потому что предстоит встретиться с незнакомыми людьми. Может быть, его еще раздражает громко говорящий сосед в метро…


Все эти чувства находятся как бы в смешанном состоянии. Если человек не привык разбираться в чувствах и понимать, какое именно из чувств сейчас доминирует и из какого чувства он действует, то сложно говорить о трезвении и получении осознанных результатов действий. В нашем примере раздражение человека могло быть связано с тем, что ему пришлось рано встать, а он решит выговаривать пассажиру за его громкий голос… Но, может быть, ему только показалось, что говорят громко?.. Или, напротив, будучи оживлен предстоящей интересной встречей, он не заметит, как грустит сотрудница за столом, чуть не плача… Пройдет мимо, весело воскликнув: «Привет!»
Зачем же миссионеру необходимо быть в контакте со своими чувствами? Почему надо уметь распознавать и выражать их? Понимая свои чувства, миссионер лучше поймет и распознает чувства собеседника, сможет посочувствовать. А это очень важный навык: большинству собеседников нужно сочувствие, соучастие. Это располагает к серьезным разговорам о смысле жизни, о Боге. Внимание к чувствам другого человека делает нас более бережными, и располагает к доверительному общению. Особенно это важно в разговорах с женщинами и детьми.

Но и в совместной работе очень важно различать чувства – свои и собеседников. Для этого рекомендуется вначале провести так называемую «Минуту тишины», когда каждый участник встречи делится теми чувствами, которые им владеют. Представим себе такую картину. Мы едем в отпуск и берем с собой альбомы с фотографиями. Вместо того чтобы получать удовольствие от новых впечатлений, мы перелистываем альбом, живем прошлым. Очевидно, что так быть не должно, необходимо оставить прошлое в прошлом и жить в настоящем. Добавим, что сильные чувства захватывают внутреннее внимание человека, и он не может эффективно сотрудничать. Проговаривая чувства, человек освобождается от них на время; кроме того, если есть нужда, об этом можно помолиться вместе. Примером такой практики может быть молитва «Иже херувимы», когда перед самым важным действием на Литургии, призыванием Духа на Дары, мы молимся о том, чтобы «всякое ныне отложить попечение». Рассказать о том, что переживается, важно и для тех, с кем предстоит работать: если они будут знать о некоторых сложностях, переживаемых коллегой, то не будут удивляться, что он сегодня реагирует как-то по-особенному. Доверяя свои чувства членам команды, мы свидетельствуем о дружбе, доверии.

Предупредим, однако, что рассказ о своих переживаниях нельзя использовать для того, чтобы вызвать у другого человека определенные ответные эмоции («мне плохо – так и ты страдай!») или заставить его измениться («я очень обижена, и ты виноват в том, что я себя так чувствую, изменись!») – это известный случай манипуляции с чувством вины. Особенно это касается так называемых «средних дел», т.е. того, что со стороны другого человека не является грехом (см. подр.: Авва Дорофей, вопросы 42-50, где обсуждается, как в принципе говорить с ближними, что и в каких случаях поверять только общим духовным руководителям).
 
Чтобы уметь осознавать чувства, важно «давать им имена», а для этого хорошо первое время иметь перед глазами словарь чувств.

Прилагаем его в двух вариантах, для того чтобы научиться различать позитивные и негативные чувства, а затем и разные оттенки чувств.

Слова, передающие чувства. Я (мне) … / я испытываю (чувствую)
Все ОК Неопределенные Что-то не так
Нежность
Любовь
Дружеский настрой
Миролюбие
Очарование
Приязнь
Симпатия
Уважение
Бодрость
Увлечение
Вдохновение
Энергия
Сосредоточенность
Интерес
Активность
Оптимизм
Защищенность
Самодостаточность
Комфорт
Тепло
Полнота
Радость
Веселье
Эйфория
Экстаз
Трепет
Умиротворение
Мир
Покой
Спокойствие
Счастье
Удовлетворение
Гармония
Расслабленность
Беззаботность
Благодарность
Блаженство
Восторг
Восхищение
Горячность
Чувство жизни
Жизнерадостность
Ликование
Оживление
Уверенность
Чувства заморожены
Смешанные чувства
Суета
Скованность
Сдержанность
Смущение
Одиночество
Замкнутость
Волнение
Возбуждение
 
Досада
Сердитость
Гнев
Негодование
Раздражение
Обида
Злоба
Возмущение
Пустота
Лень
Грусть
Жалость к себе
Нервность
Горе
Огорчение
Отчаяние
Пассивность
Подавленность
Скука
Удручение
Я жалкий
Упадок духа
Апатия
Уныние
Разочарование
Безразличие
Печаль
Стыд
Вина
Унижение
Испуг
Страх
Тревога
Беспокойство
Похоть
Ревность
Зависть
Желание иметь
 
 
 

Детально о чувствах

Гнев, раздражение
 
Досада
Недовольство
Сердит
Расстроен
Злость
Надоело
Сыть по горло
Возмущен
Разозлен
Киплю от гнева
Вне себя от злости
Пылаю гневом
Разъярен
Ярость
Бешенство
 
Недоумение
 
Любопытство
Интересно
Не уверен
Сомневаюсь
Колеблюсь
Озадачен
Рассеян
Растерян
Обескуражен
Ошеломлен
Ошарашен
Потрясен
Печаль
 
Не по себе
Взгрустнулось
Грустно
Одиноко
Расстроен
Изнурен
Несчастен
Угрюм
Опечален
Подавлен
Мрачен
Разбит
В тоске
В унынии
В скорби
Сокрушен
Горюю
Упал духом
Опустошен
Раздавлен
Отчаялся
Тревога + страх
 
Неуверенность
Скрытность
Обеспокоен
Напряжен
Волнуюсь
Нервничаю
Встревожен
Напуган
Боюсь
Страшно
В ужасе
В панике
Онемел от…
Оцепенение
 
Стыд + вина
 
Неловко
Смущен
Огорчен
Растерян
Сожалею
Сконфужен
Виноват
Полон сожаления
Стыдно
Полон раскаяния
Унижен
Осквернен
 
 
Радость
 
Доволен
Оживлен
Активен
Ободрен
Рад
Оптимизм
Бодрость
Воодушевлен
Гордость
Радость
Весел
Счастлив
Восхищение
Окрылен
Восторг
Вне себя от счастья
Экстаз
Энергия
 
Расслаблен
Удовлетворен
Спокоен
Уютно
Комфортно
Оживление
Бодрость
Возбуждение
Полон энтузиазма
Одиночество
 
Одиноко
Отчуждение
Отдаление
Изолированность
Отвержение
Оставленность
Покинутость
 
 

Рекомендуемое чтение: Флп. 4:1-9.

 Следует предупредить об ограничениях метода – рассказ о своих переживаниях нельзя использовать для того, чтобы заставить другого человека измениться, особенно это касается так называемых «средних дел» (см. подр.: Авва Дорофей, вопрос 42).

По материалам учебно-методического пособия: Миссия возможна. Практический курс для организаторов и актива православного молодежного служения под ред. В.С. Стрелова. - М., 2012.