Материалы

В неделю Мясопустную Церковь предлагает поразмышлять о Страшном суде.

В стихирах службы (совершаемой в субботу вечером накануне) использованы образы из Ветхозаветной книги пророка Даниила (Дан. 7:9-10, которые являются параллельными местами книги Откровений: Судия праведнейший всех, воссевший на престоле славы; огненная река, текущая перед престолом; тьмы тем (т.е. тысячи тысяч) ангелов, книги с делами человеческими, записанными в них, которые разгибаются (раскрываются в день Суда):

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.» Сравните с параллельными местами: Ис 6:1; Иез 1:26; Откр 1:14; 4:2; 20:4
«Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.» Сравните с параллельными местами: Пс 102:20; Откр 5:11; 20:12

А в стихире на литии напоминается Евангельское чтение об исполнении заповеди любви к Богу через ближнего, посвященное Страшному суду (Матф. 25: 31-46), которое мы также изучали на Евангельской встрече.

Прилагаем здесь тексты стихир:

Великопостные ирмосы 6-го гласа «Помощник и покровитель». 
(
Перевод выделен жирным)

1. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение. Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися.
Текст ирмоса полностью заимствован из песни, которую воспели израильтяне во главе с пророком Моисеем после перехода через Красное море и спасения из рук преследовавшего их фараона. Первые слова этой песни: «Пою Господу, ибо Он возвеличился во славе…». А слова нашего ирмоса как бы продолжают их:
(Ибо Он) стал мне помощником и покровителем во спасение. Он Бог мой, и я прославлю Его, Бог отца моего, и восхвалю Его. Ибо он возвеличился во славе. (Исх, 15; 1-19)

2. Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.
Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы пришедшего во плоти.
Песнь вторая в канонах бывает всегда тематически связана с обличительной песнью пророка Моисея из книги Второзакония (32, 1-43). В нашем каноне первые слова ирмоса совпадают с первыми словами песни Моисея. А там, где ветхозаветная песнь прославляет имя Яхве (Господа), церковный песнописец вводит восхваление Христа-Бога, единосущного Отцу, и принявшего от Пресвятой девы человеческую плоть. Ибо именно через Него мы познаем Отца и восходим к Нему. (Втор. 32; 1-43)
 

ГЛАС 4
 
Песнь 1:
Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
 
  Песнь 1
Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа, / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.
 
Песнь 3:
Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

Богородица – живой и обильный источник! Составивших хор и поющих Тебя утверди духовно в божественной Твоей славе и сподоби венцов славы.  
  Песнь 3
Твоих песнопевцев, Богородица, / живой и обильный Источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.



 <- Перевод Я.Кудрин
Песнь 4:
Седяй в славе / на Престоле Божества / во облаце легце, / прииде Иисус пребожественный, / нетленною дланию / и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.
 
  Песнь 4
Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / "Слава, Христе, силе Твоей!"
 
Песнь 5:
Ужасошася всяческая / о божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.
 
  Песнь 5
Изумился весь мир / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.
 
 
Песнь 6:
Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.
 
  Песнь 6
Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.
 
Песнь 7:
Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
 
  Песнь 7
Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / "Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!"
 
Песнь 8:
Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородичо спасло есть; / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки.
 
  Песнь 8
Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!
 
Песнь 9:
Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же безплотных Умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице, чистая Приснодево.
 
  Песнь 9
Всякий, на земле рожденный, / да ликует, Духом просвещаясь, / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / "Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!

*Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

О формате Прикосновение к православной гимнографии

Отчет о первой встрече формата и о стихире "Совет превечный"

Библейские песни – девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI - VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая - песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая - песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая - песнь пророка Исаии "От ноши утреннюет дух мой" (Ис. 26; 9-19). Шестая - песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая - песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая - Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая - песнь Пресвятой Богородицы "Величит Душе Моя Господа" (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына - Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.

Ирмос, от греч. слова связь, ряд от глагола нанизывать, ставить в ряд, в связь с чем-либо. Ирмос есть идеологическая связка между данной песнью канона и песнью библейской; он является и музыкальной, и метрической связкой и образцом для всех тропарей данной песни канона. Все тропари должны были бы и в смысле ударения, количества слогов и напевов, быть приставленными в ряд к данному ирмосу, быть на него нанизанными.

Катавасия (греч. καταβασία - схождение, от глагола сходить, спускаться) — название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
«Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией (καταβασία = κατάβασις) — схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней — 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии».

О формате Прикосновение к православной гимнографии

Отчет о первой встрече формата и о стихире "Совет превечный"


Статья "Использование молитвенного опыта Церкви при проведении евангельских групп" на сайте predanie.ru

Суббота, 09 февраля 2013 11:11

Богородичные прообразы

В службах Богородице больше всего метафор. Это прообразовательные символы из Ветхого Завета, в основном. Ветхий завет – тень грядущего. 
Прикосновение к православной гимнографии. 
О проекте

Прообразы и образы Пресвятой Богородицы в православной гимнографии:

1.      Земля первого дня творения, незасеянная, но плодоносящая (Быт. 1)
2.      Сад Эдемский – Рай (Быт. 2)
3.      Матерь всех ЕваЖизнь (соответствие и противопоставление, Быт. 2)
4.      Ноев ковчег спасительный (Быт. 6-8)
5.      Сарра, рождающая Исаака (Быт. 18, 21)
6.      Лествица Иакова (Быт. 28, Богор. паремия)
7.      Неопалимая купина (видение Моисея, Исх. 3)
8.      Чермное море (Исх. 14-15)
9.      Стамна манны, Ручка– сосуд для манны (Исх. 16)
10.  Ковчег Завета Сень свиденияКивот (золотой ящик со скрижалями завета, Исх. 25, 37)
11.  Скиния Моисеева (Исх. 26, 36)
12.  Святая Святыхскинии и храма (Исх. 26)
13.  Жезл Ааронов процветший (Числ.17)
14.  Нескверная Юница – беспорочная телица для жертвоприношения (Лев. 3)
15.  Агница (жертвенное животное), родившая агнца (сравнивается с Рахилью, Лев. 3)
16.  Чистая Голубица – также, жертвенное животное (Луки 2:24)
17.  Храм Соломонов – храм Божий – вместилище (Иезек., Б. паремия)
18.  Трапеза – Жертвенник – стол для 12-ти хлебов предложения (Исх. 27, 38)
19.  Очистилище – крышка с херувимами
20.  Кадильница с фимиамом (Исх. 30)
21.  Свещник – Семисвечник
22.  Неугасимая Лампада
23.  Заря присносиятельная
24.  Свеча Разумная
25.  Всемирный свет
26.  Дверь небесная
27.  Врата затворенные, которыми входит Господь (Иезек. 44, Б. паремия)
28.  Свиток Божий
29.  Скиптр царя Христа
30.  Божий Престол Херувимский (Иезек. 1)
31.  Премудрость Божья (Притч. 9, Б. паремия)
32.  Чаша, в которой вино нерастворено (Притч. 9, Б. паремия)
33.  Источник Жизни
34.  Колодец воды живой
35.  Руно Гедеоново (кн. Судей 6)
36.  Гора, от которой отсекся камень Христос (Дан. 2)
37.  Пещь Вавилонская (кн. Дан. 3, Три отрока в пещи)
Пятница, 21 декабря 2012 14:45

Минута тишины

Разделенная радость – радость вдвойне,
разделенное горе – горе пополам.

 Любой человек в каждый момент времени что-то чувствует, потому что в разных сферах его жизни все время что-то происходит, и чувства являются реакцией души на происходящее. Например, встав рано утром, человек едет на работу, которую очень любит, и там его ждет интересная встреча. Какие чувства он может испытывать? Может быть, сонливость и недовольство, что надо было рано вставать, - но также и приятное оживление оттого, что предстоит встреча; радость, что начался день, что есть любимая работа; он может испытывать тревогу, потому что предстоит встретиться с незнакомыми людьми. Может быть, его еще раздражает громко говорящий сосед в метро…


Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, из выступления перед молодежью в Нижнем Новгороде.
 
"Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община — это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы.
 
Я часто общаюсь с моими собратьями архиереями, с духовенством, и говорю о том, что мы должны начать как можно скорее на систематической основе практиковать внебогослужебные собрания. Вот вы знаете, для некоторых существует проблема славянского языка, кто-то не понимает славянского текста богослужения. Это происходит потому, что у людей нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме. А если мы будем предоставлять такую возможность маловоцерковленным людям, молодежи — встретиться со священником, почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним?
 
Я иногда делал так: садишься, вокруг тебя сидят молодые люди, читаешь текст Священного Писания, а потом каждого спрашиваешь: «Как Вы это понимаете?» Развивается творческое, осмысленное отношение к Слову Божию. На этих собраниях можно и спеть, у нас сейчас есть замечательные композиторы, среди них даже священнослужители и монахи. В сопровождении гитары, какого-то другого инструмента. Можно поговорить о жизни, о проблемах — но все это будет сочетаться с молитвой. Более того, можно даже своими словами помолиться. Создание таких внебогослужебных собраний, особенно с молодежью, является сейчас очень большой и важной задачей для Церкви.
 
Я очень надеюсь, что меня сегодня слышит аудитория не только здесь, в этом спортивном дворце Нижнего Новгорода, но меня сегодня слышат и архиереи, и священники. Мы должны дать возможность встречаться невоцерковленным людям для того, чтобы чувствовать свою общность, принадлежность к Церкви. Это не исключает, что те же самые люди будут участвовать и в богослужениях.
 
Этот перечень можно продолжить. То же самое: организованная работа с молодежью, работа по каким-то социальным проектам, обеспечение поддержки малоимущим и одиноким людям. У нас очень много одиноких пожилых мужчин и женщин. Почему бы не проводить специальные собрания с одинокими пожилыми женщинами? То же молитвенное собрание, и о жизни поговорить, и поддержать, и послушать, можно и рукоделием заняться — но все это под покровом Церкви.
Я могу перечислить очень многие идеи, реализация которых позволяла бы создавать новые измерения общинной жизни христианского прихода. Ведь раньше так и было — приход был местом социальной активности людей…

Такого рода работа в Церкви будет расширяться."

Групповое соглашение необходимо для работы в любой группе.
Что чаще всего мешает совместной работе? Стоит подумать об этом вместе.

  • Например, если все говорят одновременно, перебивая друг друга, это мешает.
  • Или один человек берет слово и говорит долго, причем постепенно отходя от основной темы беседы.
  • У кого-то звонит телефон и он, вскакивая, покидает группу. Всем приходится либо ждать, либо потом повторять ему, о чем говорили без него.
  • Когда один человек делает сообщение, кто-то шепчется между собой, это отвлекает внимание и говорящего, и остальных присутствующих.
  • Высказанные кем-то соображения оцениваются: «Как ты мог такое сказать!» «Странная Вам пришла в голову мыль… » «Это протестантизм какой-то!». Это для большинства участников будет препятствием как к высказыванию, так и к творческой работе – а вдруг что-то не то скажешь!
  • Когда не определены рамки работы группы, появляется беспокойство: кто-то должен уже уходить, а тему еще не обсудили до конца.

Групповое соглашение – это те правила, которые принимает для себя каждый из членов группы, он соглашается их исполнять в течении работы группы.
Большинство правил – это правила уважительного отношения друг к другу и к общей работе. Некоторые, как например безоценочность высказываний направлены на создание комфортной доверительной атмосферы обсуждения. В результате во время работы группы создается мирная, творческая атмосфера.
Приводим пример правил, необходимых для соблюдения на группе чтения Священного Писания.
Большинство этих правил укоренены в Священном Писании. Поэтому соблюдение их еще и дает возможность Духу Святому пребывать посреди исполняющих их.
 

  1. Установленный регламент высказываний – 1-3-5 минут. Это дает возможность высказаться всем и учиться более четко формулировать свои мысли. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37).
  2. Говорит всегда только один и когда он говорит, все внимательно слушают, стараясь оставаться «здесь и сейчас».  «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете  иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). Это правило позволяет развивать интерес к каждому человеку, в каждом стремиться увидеть «образ Божий», концентрировать внимание на том, что происходит сейчас, а не убегать мыслями в прошлое или будущее.
  3. Не переговариваемся.
  4. На группе мы не учим друг друга, не проповедуем. «Не многие  делайтесь учителями, зная, что мы  подвергнемся большему осуждению». (Иак.3:1)
  5. Не делаем замечаний. Не даем советов. «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:5).
  6. Не перебиваем. Не исправляем. Не подсказываем. Это правила уважительного слушания и беседы на равных. Никто не учит, никто не заискивает.
  7. Не даем оценки высказываниям других членов группы. Ни хороших, ни тем более плохих. Не вешаем ярлыки. «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1)
  8. Стараемся никого не осуждать даже в мыслях (или хотя бы ловим себя на том, что осуждаем…).
  9. Не дискутируем. Группа – пространство  безопасности и доверия. Каждый человек ценен, как образ Божий, пусть даже сейчас он говорит что-то с чем я не согласен, я выслушиваю со вниманием.
  10. Не говорим друг о друге в третьем лице.
  11. Стараемся принимать друг друга такими, какие мы есть. Каждый имеет право на собственное мнение. Эти правила утверждают ценность каждого члена группы и ценность любого высказывания. Бог принимает каждого из нас со всеми нашими достоинствами и недостатками, и этим подает нам пример – «научитесь от Меня, ибо Я  кроток и смирен сердцем, и  найдете покой душам вашим» (Матф.11:29).
  12. Все приглашаются к общению, но никто не принуждается. Каждый имеет право “пропустить” свое высказывание.
  13. Отключаем средства связи.
 
Пятница, 16 ноября 2012 17:56

Законы барьеров

Законы барьеров (по книге «Барьеры»)
 
В этой статье описываются духовные законы установления, сохранения и действия личностных границ. К сожалению, не многие люди сознательно относятся к осознанию своих границ, их утверждению, охране, как и к уважению чужих границ. Воспитателю, как и родителям важно знать эти законы, использовать их и научить им детей.
  
Бог, создавая мир, установил также принципы и законы, по которым этот мир будет существовать. Духовные законы столь же реальны и непреложны, как и закон тяготения. Если люди не знают их и действуют вопреки им, то вскоре они ощутят  на себе последствия этого. Сам по себе факт, что их не научили этим принципам жизни и взаимоотношений, вовсе не означает, что они не будут действовать по отношению к ним. Незнание закона не освобождает от ответственности. Нам необходимо знать принципы, которые Бог сделал основой этой жизни, и действовать в соответствии с ними.
Люди, воспитанные в так называемых «дисфункциональных семьях» или в детских домах, оказываются переброшенными во взрослую жизнь, где их отношениями с людьми и их благополучием управляют духовные принципы, которые ни разу не были им объяснены. Они испытывают боль, голодают; в итоге дело может закончиться даже тюрьмой. Они не утруждают себя знакомством с этими духовными принципами, которые помогли бы им жить в унисон с реальностью, а не в конфликте. Так что они становятся узниками своего собственного невежества.
Ниже приводятся десять законов барьеров. Если мы живем в соответствии с ними, то жизнь поворачивается  к нам своей более светлой стороной.


Четверг, 15 ноября 2012 11:24

Здоровая конфронтация

Здоровая конфронтация – это бережное разрешение конфликта

 
Конфликт - это столкновение интересов
 
Возможные причины конфликтов:
·        различие ценностей, взглядов, восприятий, приоритетов;
·        различные темпераменты (экстраверты, интроверты);
·        соревнование за время, деньги, пространство, личные связи, дружбу, людей;
·        смешение ролей, ответственности, отношений подчинения и авторитета;
·        культурные, расовые и этнические различия;
·        половые различия;
·        разница в возрасте.
 
Примеры фраз, относящихся к здоровой конфронтации:
·        у меня что-то не стыкуется: с одной стороны ты говоришь..., а с другой стороны ты делаешь...;
·        я хочу понять, как соотносятся два твоих высказывания...;
·        мне хотелось бы с тобой поговорить. Можно? Правильно ли я тебя понял, что...
·        раньше ты говорила ..., а сейчас...;
·        я хотел бы продолжать сотрудничать с Вами, поэтому мне важно узнать, что Вы думаете по этому поводу (это фраза, предваряющая конфронтацию);
·        я ценю и уважаю Ваш вклад в нашу совместную работу, и я хочу обсудить...;
·        меня беспокоит..., и я хотела бы это с тобой прояснить, если ты не возражаешь;
·        мне  кажется,  что   в   наших  отношения   возникло  напряжение.   Могли  бы   мы поговорить об этом?
·        итак, я поняла, что ты смотришь на это таким образом..., а я думаю по этому...;
·        мне кажется, что существует такая проблема и давай подумаем, как мы можем её разрешить;
·        возможно, я что-то не так поняла, но мне кажется я старалась поступать правильно (по крайней мере у меня было такое намерение), и мне бы хотелось, чтобы мы...;
·        я хотела бы, чтобы мы пришли к взаимному компромиссу. Возможно ли это?
 
Примеры фраз, используемых для выхода из конфронтации:
·        сейчас я не готова. Давай поговорим об этом в другой раз;
·        я сейчас не готов это обсуждать. Спасибо за твоё желание разобраться;
·        мне кажется, что я уже сказал, что мне бы не хотелось обсуждать это сейчас;
·        я в таком тоне говорить не буду.

Этапы здоровой конфронтации
 

                   
 
Первый этап
Сначала говорим человеку, что было ценно в сотрудничестве с ним (или любом другом взаимодействии).
Обязательно конкретно: чем вообще этот человек для меня ценен, назови его свойства деловые и человеческие, чем ценно сотрудничество или общение.
 
 
Второй этап
Затем делимся чувствами, которые возникли, что случилось, или происходит последнее время. Говорить надо о своих чувствах используя формулу «Я - высказывание».
 
 
Третий этап
Потом обращаемся с просьбой что-то изменить, или сделать, чтобы  продолжать совместную деятельность, работу или отношения. Просьба должна быть выражена предельно конкретно и искренне.
 
 
       
 
  
 

Пример 1.
Здравствуй, Ирина.
Вчера Иван пришел и сказал, что мы отныне не будем работать вместе.
Мне важно при этом прояснить для себя ситуацию.

Первый этап.
Я не люблю вступать в конфликт, но с некоторых пор учусь это делать.
Поэтому я начну с того, что для меня было ценно в нашей совместной деятельности.
(1) Мне было ценно то, что ты предложила поддерживать наши многочисленные миссионерские начинания и в результате мы вдохновились и доделали многие проекты. (2) Мне также было важно учиться оценивать твои предложения, и (3) я благодарна за то, что ты донесла до меня важность книжной миссии, и я поняла, какие у нее есть перспективы. (4) Мне была приятна твоя поддержка, там, где она была мне нужна. 
(5) Спасибо тебе за  прекрасные листовки на Пасху.

Второй этап.
Я хотела бы сказать, что сейчас я чувствую (1) недоумение, т.к. ты в разговорах со мной по телефону и других контактах никак не упоминаешь о том, что тебе со мной трудно и даже невозможно общаться. Однако я про это слышу от всех моих друзей. (2) Мне это очень обидно. (3) Мне больно, когда христианин говорит за спиной то, что не говорит в лицо. Я воспринимаю это, как желание внести распрю в дружеское общение в команде и (4) сержусь на тебя за это. (5) Я также чувствую разочарование от того, что ты не выполнила договоренности, про которые мы совместно решили. Мне было это  (6) неприятно, а также очень неожиданно. (7) Меня это  очень расстроило.

Третий этап.
Я просила бы тебя, если у тебя есть, что мне предъявить, как обличение, сказать мне это в лицо и лично. Не обсуждать наши общие дела за глаза, а делать это совместно. Что касается сотрудничества, то я хотела бы тебя уведомить, что не могу вступать в ответственные отношения с теми, кто не отвечает по взятым обязательствам.
 
Пример 2.
Уважаемая Марина! Я очень ценю в Вас вашу трудоспособность, изобретательность... и т.д. и т.п. (можно вспомнить конкретные случаи (хорошие) за время совместной работы.) Меня очень огорчает, что в то время, которое в вашем расписании отведено под отдых и самоподготовку, вы используете, для подработки. Я озабочен тем, что усталость педагога сказывается на качестве его работы. Я тревожусь за ваше состояние и состояние детей. Последний случай вызвал у меня недоумение и страх за ребенка. Я очень сокрушался - как такое могло произойти…
Я ценю Вас как сотрудника и рад, что знания, которые мы в вас вложили, так развиваются. Я готов сотрудничать с Вами далее, если Вы готовы уйти со второй работы. Я также прошу Вас быть внимательней в ситуациях ... и далее КОНКРЕТНО, что надо делать и чего делать не надо. 

Вторник, 13 ноября 2012 15:48

Пирамида общения


 

Теплота – это создание атмосферы доверия и открытости.
Что помогает выразить теплоту?
Контакт глазами, открытые  позы при общении стоя и сидя, интонация голоса.

Эмпатия означает верное понимание мыслей и чувств другого человека, но это не СЛИЯНИЕ с состоянием и чувствами другого человека, не взаимопроникновение.
Например, говорящий человек может испытывать огорчение и страх, а слушающий сочувствие и сожаление.
Эмпатия выражается во внимательном общении, сосредоточенном на собеседнике, в желании понять собеседника.
 
Эмпатическое слушание, формула эмпатического ответа (см. материалы)
 
Уважение – это признание ценности другого человека и его границ, признание ответственности за собственную жизнь и поступки.
Уважение выражается в соблюдении личного пространства другого человека (не подходим ближе, или дальше, чем предполагает он сам), соблюдения важных для другого человека форм общения (избегаем высокомерия и панибратства), не употреблением выражений, порождающих конфликты в разговоре (конфликтогенов)
  • слова, выражающие недоверие: «вы меня обманули», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.;
  • слова-оскорбления: «идиот», «подонок», «тряпка»» и др.;
  • слова-угрозы: «мы еще встретимся на аттестации», «я вам это припомню на зачете», «ты еще пожалеешь» и др.;
  • слова-насмешки: «каракатица с короткими ножками», «очкарик», «лопоухий», «мямля», «дистрофик» и др.;
  • слова-сравнения: «уставился как баран», «повторяешь как попка-дурак», «как телеграфный столб» и др.;
  • слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.;
  • слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и др.;
  • слова-обвинения: «это все из-за вас», «вы все испортили», «вы лгун и обманщик», «ты во всем виноват» и др.;
  • слова, выражающие категоричность: «всегда», «ничего и никогда», «все», «никто», «ни за что» и др.;
  • слова - ссылки на отрицательные мнения других людей о человеке: «мне твой бывший начальник говорил», «недаром мне говорили, что вы конфликтная, теперь я понимаю», «а говорят, что в прошлом вы…» и т. п.
 
Искренность  - подлинность, истинность, соответствие внешних выражений внутренним чувствам, согласованность между тем, что говоришь и тем, что делаешь. Отсутствие позиции «два пишем, три в уме».
Искренность наиболее ценное для успешного общения свойство.
 
Конкретность – это умение говорить конкретно, (а не общими словами) и о том, что хорошо и том, что добавить, чтобы было еще лучше.
 
Здоровая конфронтация – это умелое, уважительное противостояние тому, что  не устраивает в общении или взаимодействии. (См. материалы)

 Что ты делаешь? 

 - Не видишь, кирпичи вожу!
- Зарабатываю на жизнь семье.
- Строю храм.

Миссия, цели, задачи и планы

Если мы хотим добиться результатов, нам нужно понимать, к чему мы стремимся. Наличие четко сформулированной миссии организации, цели и задач деятельности – это непременное условие для успешного развития любого движения или организации. Именно из целей и задач организации должны вытекать конкретные мероприятия – не любое интересное дело, но только то, чем мы должны заниматься.
 
Всегда лучше новое дело, проект проверить в небольшом контролируемом эксперименте.
 
Говорят, что успешное мероприятие готовится так, что 70% энергии уходит на его подготовку, и только 30% на проведение и оценку результатов. Именно поэтому так важно заранее планировать каждое мероприятие. Однако не менее важно контролировать и корректировать что-то в процессе деятельности, а также уметь подвести итоги.

Шаги по подготовке мероприятий

1.      Какова миссия и цель деятельности организации? Каковы сильные и слабые стороны современного положения дел, каковы текущие проблемы деятельности? Каким образом их можно решить? Какой путь кажется вам наиболее эффективным? На этапе первичного планирования производится отбор того мероприятия, над которым дальше предстоит работать. Проверьте себя: зачем устраивается мероприятие, нужно ли оно для достижения поставленной цели? Узнайте общественное мнение по поводу ваших идей, будет ли кто-то участвовать в предлагаемых вами делах. Итог: четко сформулированные цели и задачи мероприятия, приблизительные сроки и содержание.
 
2.      Каков ваш кадровый потенциал? Кто сможет принять участие в планируемом мероприятии, и насколько серьезно он готов включиться в работу? Подумайте, какие партнеры могут быть у вашего мероприятия. Составьте лист контактов и переговорите с этими людьми, за какую область они готовы принять ответственность, чем могут помочь, какого вознаграждения ожидают. Итог: список организаторов с их координатами и указанием полномочий и ответственности.
 
3.      Встречи с организаторами мероприятия: обсуждение задач мероприятия, иерархии и правил совместной работы. Какую программу мероприятий вы планируете (подъем-отбой, питание, исповедь и богослужение, труд, спорт, семинары, игры, поход, встречи гостей)? Как она будет способствовать выполнению поставленных задач? Итог: составление списка мероприятий с их обоснованием (механизм реализации), критерии достижения поставленных задач, назначение ответственных, а также пресс-релиз по мероприятию.
 
4.      Разработка календарного плана подготовки и проведения мероприятия, обучение и задания организаторам.
 
5.      Теперь нужно заняться составлением списка участников мероприятия, их оповещением. Именно от их количества и качественного состава зависит формат мероприятия и необходимые вам ресурсы. Итог: общий список участников, лучше с характеристикой.
 
6.      Что у вас есть в наличии (транспорт, место, питание, сон, гигиена, спортивный и трудовой инвентарь, спецснаряжение,  методические материалы)? Что нужно будет приобретать дополнительно? Что нужно будет дополнительно разработать из методических материалов? Итог: список имеющихся и необходимых к приобретению и разработке ресурсов.
 
7.      Постоянный контроль по ходу подготовки мероприятия, регулярные встречи.
 
8.      Организационное собрание участников. На нем обсуждаются сроки, цели и программа мероприятия, правила для участвующих, собирается вступительный взнос. Даются сведения о транспортировке, месте жительства, погоде, инвентаре, одежде, обуви,  посуде, дежурстве и работах. Проговаривается программа мероприятия и результаты в личностном росте для каждого. Итог: полная информированность участников (и их родителей).
 
9.      Начало программы. Регулярные ежедневные планерки, обмен мнениями и эмоциями, совместные праздники для сплочения коллектива. Контроль деятельности по разработанным ранее критериям. Отслеживание промежуточных результатов. Итог: регулярный контроль и корректировка программы. Информирование заинтересованных лиц о ходе проведения мероприятия.
 
10.  Завершение мероприятия. Распространение документов и данных, наработанных за время мероприятия. Итоговая проверка и поощрение участников. Каково мнение участников о проведенном мероприятии? Достигнуты ли планируемые результаты? Итог: составление отчета о мероприятии, рекомендаций на будущее, архивация методических материалов.

Возможные формы деятельности

·         Мероприятия на природе (походы, купание, рыбалка, игры и состязания)
·         Спортивные мероприятия (эстафеты, футбол и пр.)
·         Лекции, дискуссии,
·         Просмотр видео с последующим обсуждением,
·         Практические занятия,
·         Труд,
·         Игры, викторины, ролевые игры,
·         Творческие задания (летописи, стенгазеты, песни, сценки, костры)
·         Церемонии
·         Обсуждение дел группы
·         Иное, вами придуманное

Материал предоставлен Натальей Пономаревой

 
 
Вторник, 13 ноября 2012 15:21

Помогающий отзыв

Как дать помогающий отзыв о проделанной работе?
 
В качестве примера представьте себе обычное для многих производственное совещание или отчет какой-либо проверяющей комиссии, экспертизы, где:
• 60% времени (бумаги) отводится перечислению всех выявленных недостатков, недочетов, проколов и т.д.;
• 20% - поиску виноватых и их перевоспитанию (читай «наказанию»);
• 5% - накаливанию негативной эмоциональной обстановки с целью стимуляции работоспособности;
• 4% - предупреждению будущих неудач;
• и, возможно, 1% всего времени отводится на конкретные предложения по решению поставленной задачи. 
 
Помогающий отзыв – это информация о результатах произведенного действия, данная самому себе, другому человеку или группе людей в такой форме и последовательности, в которых она наиболее полно сможет быть использована для дальнейшего качественного роста и повышения эффективности лица, выполнявшего данное действие.
 
Казалось бы, что лучше всего для анализа проделанной работы использовать критику… Но это только если, оценивая чей-либо результат, вы:
• хотите выставить себя сверхкомпетентным, не предложив ни одного собственного решения поставленной задачи;
• хотите добавить человеку отрицательных эмоций, понизить его работоспособность и желание работать;
• хотите вызвать агрессию (явную или скрытую) к себе;
• сознательно или несознательно стремитесь к тому, чтобы было много слов, но дело продвигалось очень медленно.
А на самом деле!!!
 
В помогающем отзыве:
 особое внимание уделяется взаимопониманию и доверию между аудиторией и выступающим,
 отзыв касается прежде всего поведения человека, а не о его личности,
 разговор строится в прошедшем времени,
 в первую очередь оценивается то, что конкретно было проделано успешно и качественно,
 во вторую очередь предлагаются добавления и пожелания в позитивной форме,
 каждое дополнение желательно выразить в максимально конкретных словах и предложениях, лучше (при возможности) его продемонстрировать,
 первое слово предоставляется выступающему («Как тебе кажется, как ты выступил?»), и только потом отзыв дает аудитория.
 
Себе так же важно давать помогающий отзыв: «У меня получилось это, это и еще вот это (80%), и в будущем хорошо было бы добавить вот это (20%)».
 
Формула помогающего отзыва:
В первую очередь, 80% «что конкретно было хорошо» + 
Во вторую очередь, 20% «что конкретно добавить» или «чего мне не хватило»
= Конструктивное общение
 
Пример критики:
«Снова ты пишешь методичку без структуры. Опять ты не делаешь оглавление. Где список литературы?»
 
Пример помогающего отзыва:
«Очень ценно, что ты потратил так много времени на составление этой методички, радует читабельность шрифта, главы о восприятии и внимании написаны очень живо и с интересными примерами, мне понравилась лаконичность главы о мышлении, очень удачно подобран материал о социологических опросах – он актуализирует проблему. Чтобы сделать еще лучше, я бы добавил оглавление в начале и список литературы в конце. И, возможно, поменять главу 3 и 5 местами, чтобы улучшить структуру изложения».
 
Материал предоставлен Натальей Пономаревой

Почему надо уметь распознавать и выражать чувства.
 
Понимая свои чувства, педагог лучше поймет и распознает чувства собеседника, сможет посочувствовать. А это очень важный дар. Большинству людей, которые к нам обращаются, нужно сочувствие, соучастие. Внимание к чувствам другого человека  делает нас более бережными и располагает к доверительному общению. Особенно это важно в разговорах с детьми.
Еще раз вспомним: каждый человек в каждый момент времени что-то чувствует, потому, что в разных сферах его жизни все время что-то происходит и чувства являются реакцией на происходящее.
Например, встав рано утром, человек едет на работу, которую очень любит и там ждет его интересная встреча. Какие чувства он может испытывать? Может быть сонливость и недовольство, что надо было рано вставать, приятное оживление от того, что предстоит встреча, радость, от того, что начался день и есть любимая работа, тревога от того, что предстоит встретиться с незнакомыми людьми, м.б. его еще раздражает громко разговаривающий сосед в метро…
Все эти чувства находятся как бы в смешанном состоянии. Если человек не привык разбираться со своими чувствами и понимать, какое именно из чувств сейчас доминирует и из какого чувства он действует, то сложно говорить о получении осознанных результатов действий.
В нашем примере раздражение человека могло быть связано с его недовольством ранним подъемом, а он станет выговаривать пассажиру за его громкий голос. Но, может быть, ему только показалось, что говорят громко.
Или, напротив, будучи оживлен предстоящей интересной встречей, он не заметит, как грустит сотрудница за столом, чуть не плача, пройдет мимо, крикнув весело: «Привет!».
Итак, начинается рабочий день. Каждый педагог и воспитатель начинает его, уже имея набор различных чувств, которые могут помешать ему быть «здесь и сейчас» в рабочем процессе. Поэтому важно перед началом любого совместного дела войти в контакт со своими чувствами, выразить их, поделиться ими, чтобы во время работы быть активно включенным в происходящее.
  
Что важно для совместной работы в коллективе.
 
Для совместной работы в коллективе очень важно в начале работы проводить так называемую «минуту тишины», когда каждый участник встречи делится теми чувствами, которые им сейчас владеют м.б. кратко рассказывая о событиях, которые вызвали эти чувства. Это необходимо, во-первых, потому, что сильные чувства захватывают внутреннее внимание человека, и он не может эффективно работать,  быть «здесь и сейчас».
Рассказав о чувствах, человек освобождается от них на время коллективной работы, а значит будет работать более эффективно. Кроме того, когда мы делимся чувствами – мы доверяем их другим членам коллектива – это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Если есть нужда, то можно о проблеме еще и помолиться.
 
«Два кита» эффективной коллективной работы.
 
Всегда стоит помнить о «двух китах», на которых держится эффективный воспитательный процесс и коллективная работа. Это безопасная форма выражения чувств «я - высказывание» и форма отзыва о проделанной другими работе  - «помогающий отзыв».

«Я – высказывание».

Используя форму «я – высказывание», мы говорим о своих чувствах по отношению к поступкам человека, происходящим  с ним событиям.
«Я огорчаюсь, когда опаздывают на встречу», «меня раздражает, когда при разговоре со мной стоят ко мне спиной», «я рад, что ты сегодня работаешь с нами», «меня вдохновляет твое присутствие».
Форма «я – высказывание» позволяет сообщить о чувствах, не давая оценок. Такая форма не вызывает ответной агрессии, или стремления защититься, дает возможность безопасного общения и учит уважительному взаимодействию. Легко сказать: «Ну, ты и бестолковый!», труднее сформулировать: «Я огорчаюсь, когда не могу объяснить, что мне надо», или фразу: «Нельзя быть таким невнимательным!» заменить на: «Меня расстраивает, когда меня слушают невнимательно».
Для того чтобы привыкнуть к такой форме выражения чувств, необходимо уметь осознавать чувства, важно «давать им имена», а для этого хорошо иметь перед глазами словарь чувств и вести дневник чувств на первых порах. Дневник чувств, это фиксирование основных чувств, которые возникали за день. Важно иметь ежедневную практику осознания своих чувств. Для начала просто часто останавливаться внутренне и спрашивать себя: «Что я сейчас чувствую и по какому поводу».
 
«Помогающий отзыв».
 
Второй важный момент, необходимый для успешной работы в воспитательном коллективе, это умение давать отзыв о проделанной работе друг друга и, особенно, ребенка. В основе «Помогающего отзыва» лежит желание так сказать о проделанной работе другого человека, чтобы, прежде всего, ободрить его, вдохновить на дальнейшую работу, поддержать в начатом деле. Этому и надо уделить 80% времени обсуждения. Сказать, что получилось хорошо, конкретно назвав, что именно, сказать слова ободрения и поддержки. И дальше в течение 20 % времени сказать, что необходимо добавить, чтобы было еще лучше. Причем говорить стоит в корректной и конкретной форме, не давая оценок, и не вешая ярлыков.
Приведем пример «помогающего отзыва». Допустим, сделана стенгазета.
Как это будет звучать.
«Стенгазету сделали во время, спасибо. Яркие краски оформления. Со вкусом подобраны рисунки и вырезки. Написаны интересные статьи – использован неизвестный материал. Стиль лаконичен и прост. Развлекательный уголок очень живо читается. Кроссворд интересен – я не смог отгадать слово. Чувствуется, что работала команда. Очень грамотно руководил. П.,  каждому смог дать свой участок работы. (Можно еще сказать по работе каждого, что было сделано хорошо).
Что хотелось бы добавить. В следующий раз стоит привлечь к работе больше людей. Статью поручить кому-то, кто написал бы еще в каком-то другом стиле, м.б. подобрать побольше кроссвордов и головоломок».
Если в работе реально недостатков больше чем достоинств, то важно на первом разборе все равно соблюсти принцип «80 на 20», и только в следующий раз сказать, что добавить, чтобы исправить положение.
Исходить стоит из понимания, что все стараются сделать КАК ЛУЧШЕ, но только иногда получается КАК ВСЕГДА. И если сохранить дружелюбие и вдохновение – все будет исправлено.

 

Наталия ПОНОМАРЕВА

Вторник, 13 ноября 2012 15:15

Основные роли в группе.

Ведущий и ответственный (эксперт, руководитель) – это разные люди. Лучше, чтобы ответственный не занимался модерацией, а участвовал в содержательном обсуждении, соблюдая правила, установленные для всех участников, не давя авторитетом эксперта или руководителя.
 
Задачи же ведущего сводятся к модерации, т.е. 
Ведущий (Модератор):
• обозначает правила и следит за их выполнением,
• начинает дискуссию и активизирует обсуждение, если оно угасает, а именно: побуждает участников высказываться, задавая вопросы и обращаясь к группе в целом («Кто что думает? Пожалуйста, кто еще ничего не говорил?»), лично («Михаил, мне кажется, ты немного выключился. Что ты думаешь?») или предлагая высказаться по очереди («Давайте все выскажемся по кругу, начиная с Натальи, и по часовой стрелке, 1-2 минуты») 
 
Основные правила для ведущего.
• Он больше молчит сам (если он будет говорить, другие будут молчать и ждать от него ответов на все вопросы)
• Не отвечает на вопросы, переадресуя их аудитории, или кратко отвечает последним.
• Прерывает диалог («теннис») двух участников, возвращая их к групповому взаимодействию,
• Спокойно реагирует на провокации: «Хорошо, мы подождем, пока вы выйдете». 
• Не дает развиваться конфликтам.
• Не выходит во время обсуждения.
• Сам соблюдает правила.
• В трудных ситуациях с одним из участников:o предлагает потерпеть и пообщаться после общей встречи,o предлагает выйти и побеседовать с помощником,o дает высказаться, но не позволяет группе «лечить».
 
Помощник ведущего:
• наблюдает за процессом и дает в конце обратную связь (но при этом участвует, не является «темной лошадкой»),
• заменяет ведущего в трудной ситуации, работая вместе и на ведущего, не допуская конкуренции.
 
Материал предоставлен Натальей Пономаревой

Основные правила группового модерирования и поведения в группе (для эффективного проведения встреч клуба) единодушно были приняты (все они заключаются в уважении друг к другу и ко всем):
  1. не опаздывать (входящий в середине встречи нарушает «круг внимания», об опоздании по уважительной причине желательно заранее предупреждать)
  2. не перебивать говорящего (при желании высказаться поднимать руку),
  3. лимитировать время высказывания (вписываться в рамки времени отведенного каждому модератором, соблюдать «баланс»),
  4. не отклоняться от темы обсуждения,
  5. не отвлекать собравшихся (на время встречи ставить мобильные телефоны на тихий режим и заранее предупреждать о возможных переговорах по телефону и передвижениях по комнате),
  6. не вести «междусобойчика» во время выступления говорящего,
  7. высказываться только от себя лично («я-высказывание»),
  8. уважать иные точки зрения и не давать оценок (не переходить на спор и не вешать "ярлыков"),
  9. более подробные обсуждения какого-то вопроса с кем-то лично выносить за пределы встречи (встреча – это групповое общение, а не диалог двоих),
  10. покидать собрание тогда, когда оно закончено (о необходимости уйти раньше окончания заранее предупреждать модератора).


Из выступления по данной теме Иры Эйянгмы, модератора встреч молодежного клуба.

Подробнее о правилах и групповом соглашении здесь

Подпишитесь на новости сайта:

Календарь событий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
3
4
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
24
25
27
28
29
31

Поиск по сайту

VK