В неделю Мясопустную Церковь предлагает поразмышлять о Страшном суде.

В стихирах службы (совершаемой в субботу вечером накануне) использованы образы из Ветхозаветной книги пророка Даниила (Дан. 7:9-10, которые являются параллельными местами книги Откровений: Судия праведнейший всех, воссевший на престоле славы; огненная река, текущая перед престолом; тьмы тем (т.е. тысячи тысяч) ангелов, книги с делами человеческими, записанными в них, которые разгибаются (раскрываются в день Суда):

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.» Сравните с параллельными местами: Ис 6:1; Иез 1:26; Откр 1:14; 4:2; 20:4
«Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.» Сравните с параллельными местами: Пс 102:20; Откр 5:11; 20:12

А в стихире на литии напоминается Евангельское чтение об исполнении заповеди любви к Богу через ближнего, посвященное Страшному суду (Матф. 25: 31-46), которое мы также изучали на Евангельской встрече.

Прилагаем здесь тексты стихир:

Подробнее: Тексты Недели о Страшном суде. Прикосновение к гимнографии

Великопостные ирмосы 6-го гласа «Помощник и покровитель». 
(
Перевод выделен жирным)

1. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение. Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися.
Текст ирмоса полностью заимствован из песни, которую воспели израильтяне во главе с пророком Моисеем после перехода через Красное море и спасения из рук преследовавшего их фараона. Первые слова этой песни: «Пою Господу, ибо Он возвеличился во славе…». А слова нашего ирмоса как бы продолжают их:
(Ибо Он) стал мне помощником и покровителем во спасение. Он Бог мой, и я прославлю Его, Бог отца моего, и восхвалю Его. Ибо он возвеличился во славе. (Исх, 15; 1-19)

2. Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.
Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы пришедшего во плоти.
Песнь вторая в канонах бывает всегда тематически связана с обличительной песнью пророка Моисея из книги Второзакония (32, 1-43). В нашем каноне первые слова ирмоса совпадают с первыми словами песни Моисея. А там, где ветхозаветная песнь прославляет имя Яхве (Господа), церковный песнописец вводит восхваление Христа-Бога, единосущного Отцу, и принявшего от Пресвятой девы человеческую плоть. Ибо именно через Него мы познаем Отца и восходим к Нему. (Втор. 32; 1-43)
 

Подробнее: Помощник и Покровитель. Ирмосы с переводом

ГЛАС 4
 
Песнь 1:
Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
 
  Песнь 1
Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа, / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.
 
Песнь 3:
Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

Богородица – живой и обильный источник! Составивших хор и поющих Тебя утверди духовно в божественной Твоей славе и сподоби венцов славы.  
  Песнь 3
Твоих песнопевцев, Богородица, / живой и обильный Источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.



 <- Перевод Я.Кудрин
Песнь 4:
Седяй в славе / на Престоле Божества / во облаце легце, / прииде Иисус пребожественный, / нетленною дланию / и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.
 
  Песнь 4
Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / "Слава, Христе, силе Твоей!"
 
Песнь 5:
Ужасошася всяческая / о божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.
 
  Песнь 5
Изумился весь мир / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.
 
 
Песнь 6:
Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.
 
  Песнь 6
Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.
 
Песнь 7:
Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
 
  Песнь 7
Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / "Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!"
 
Песнь 8:
Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородичо спасло есть; / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки.
 
  Песнь 8
Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!
 
Песнь 9:
Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же безплотных Умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице, чистая Приснодево.
 
  Песнь 9
Всякий, на земле рожденный, / да ликует, Духом просвещаясь, / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / "Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!

*Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

О формате Прикосновение к православной гимнографии

Отчет о первой встрече формата и о стихире "Совет превечный"

Библейские песни – девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI - VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая - песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая - песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая - песнь пророка Исаии "От ноши утреннюет дух мой" (Ис. 26; 9-19). Шестая - песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая - песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая - Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая - песнь Пресвятой Богородицы "Величит Душе Моя Господа" (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына - Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.

Ирмос, от греч. слова связь, ряд от глагола нанизывать, ставить в ряд, в связь с чем-либо. Ирмос есть идеологическая связка между данной песнью канона и песнью библейской; он является и музыкальной, и метрической связкой и образцом для всех тропарей данной песни канона. Все тропари должны были бы и в смысле ударения, количества слогов и напевов, быть приставленными в ряд к данному ирмосу, быть на него нанизанными.

Катавасия (греч. καταβασία - схождение, от глагола сходить, спускаться) — название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
«Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией (καταβασία = κατάβασις) — схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней — 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии».

О формате Прикосновение к православной гимнографии

Отчет о первой встрече формата и о стихире "Совет превечный"


Статья "Использование молитвенного опыта Церкви при проведении евангельских групп" на сайте predanie.ru

В службах Богородице больше всего метафор. Это прообразовательные символы из Ветхого Завета, в основном. Ветхий завет – тень грядущего. 
Прикосновение к православной гимнографии. 
О проекте

Прообразы и образы Пресвятой Богородицы в православной гимнографии:

1.      Земля первого дня творения, незасеянная, но плодоносящая (Быт. 1)
2.      Сад Эдемский – Рай (Быт. 2)
3.      Матерь всех ЕваЖизнь (соответствие и противопоставление, Быт. 2)
4.      Ноев ковчег спасительный (Быт. 6-8)
5.      Сарра, рождающая Исаака (Быт. 18, 21)
6.      Лествица Иакова (Быт. 28, Богор. паремия)
7.      Неопалимая купина (видение Моисея, Исх. 3)
8.      Чермное море (Исх. 14-15)
9.      Стамна манны, Ручка– сосуд для манны (Исх. 16)
10.  Ковчег Завета Сень свиденияКивот (золотой ящик со скрижалями завета, Исх. 25, 37)
11.  Скиния Моисеева (Исх. 26, 36)
12.  Святая Святыхскинии и храма (Исх. 26)
13.  Жезл Ааронов процветший (Числ.17)
14.  Нескверная Юница – беспорочная телица для жертвоприношения (Лев. 3)
15.  Агница (жертвенное животное), родившая агнца (сравнивается с Рахилью, Лев. 3)
16.  Чистая Голубица – также, жертвенное животное (Луки 2:24)
17.  Храм Соломонов – храм Божий – вместилище (Иезек., Б. паремия)
18.  Трапеза – Жертвенник – стол для 12-ти хлебов предложения (Исх. 27, 38)
19.  Очистилище – крышка с херувимами
20.  Кадильница с фимиамом (Исх. 30)
21.  Свещник – Семисвечник
22.  Неугасимая Лампада
23.  Заря присносиятельная
24.  Свеча Разумная
25.  Всемирный свет
26.  Дверь небесная
27.  Врата затворенные, которыми входит Господь (Иезек. 44, Б. паремия)
28.  Свиток Божий
29.  Скиптр царя Христа
30.  Божий Престол Херувимский (Иезек. 1)
31.  Премудрость Божья (Притч. 9, Б. паремия)
32.  Чаша, в которой вино нерастворено (Притч. 9, Б. паремия)
33.  Источник Жизни
34.  Колодец воды живой
35.  Руно Гедеоново (кн. Судей 6)
36.  Гора, от которой отсекся камень Христос (Дан. 2)
37.  Пещь Вавилонская (кн. Дан. 3, Три отрока в пещи)
Подробнее: Богородичные прообразы

Разделенная радость – радость вдвойне,
разделенное горе – горе пополам.

 Любой человек в каждый момент времени что-то чувствует, потому что в разных сферах его жизни все время что-то происходит, и чувства являются реакцией души на происходящее. Например, встав рано утром, человек едет на работу, которую очень любит, и там его ждет интересная встреча. Какие чувства он может испытывать? Может быть, сонливость и недовольство, что надо было рано вставать, - но также и приятное оживление оттого, что предстоит встреча; радость, что начался день, что есть любимая работа; он может испытывать тревогу, потому что предстоит встретиться с незнакомыми людьми. Может быть, его еще раздражает громко говорящий сосед в метро…


Подробнее: Минута тишины

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, из выступления перед молодежью в Нижнем Новгороде.
 
"Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община — это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы.
 
Я часто общаюсь с моими собратьями архиереями, с духовенством, и говорю о том, что мы должны начать как можно скорее на систематической основе практиковать внебогослужебные собрания. Вот вы знаете, для некоторых существует проблема славянского языка, кто-то не понимает славянского текста богослужения. Это происходит потому, что у людей нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме. А если мы будем предоставлять такую возможность маловоцерковленным людям, молодежи — встретиться со священником, почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним?
 
Я иногда делал так: садишься, вокруг тебя сидят молодые люди, читаешь текст Священного Писания, а потом каждого спрашиваешь: «Как Вы это понимаете?» Развивается творческое, осмысленное отношение к Слову Божию. На этих собраниях можно и спеть, у нас сейчас есть замечательные композиторы, среди них даже священнослужители и монахи. В сопровождении гитары, какого-то другого инструмента. Можно поговорить о жизни, о проблемах — но все это будет сочетаться с молитвой. Более того, можно даже своими словами помолиться. Создание таких внебогослужебных собраний, особенно с молодежью, является сейчас очень большой и важной задачей для Церкви.
 
Я очень надеюсь, что меня сегодня слышит аудитория не только здесь, в этом спортивном дворце Нижнего Новгорода, но меня сегодня слышат и архиереи, и священники. Мы должны дать возможность встречаться невоцерковленным людям для того, чтобы чувствовать свою общность, принадлежность к Церкви. Это не исключает, что те же самые люди будут участвовать и в богослужениях.
 
Этот перечень можно продолжить. То же самое: организованная работа с молодежью, работа по каким-то социальным проектам, обеспечение поддержки малоимущим и одиноким людям. У нас очень много одиноких пожилых мужчин и женщин. Почему бы не проводить специальные собрания с одинокими пожилыми женщинами? То же молитвенное собрание, и о жизни поговорить, и поддержать, и послушать, можно и рукоделием заняться — но все это под покровом Церкви.
Я могу перечислить очень многие идеи, реализация которых позволяла бы создавать новые измерения общинной жизни христианского прихода. Ведь раньше так и было — приход был местом социальной активности людей…

Такого рода работа в Церкви будет расширяться."

Групповое соглашение необходимо для работы в любой группе.
Что чаще всего мешает совместной работе? Стоит подумать об этом вместе.

  • Например, если все говорят одновременно, перебивая друг друга, это мешает.
  • Или один человек берет слово и говорит долго, причем постепенно отходя от основной темы беседы.
  • У кого-то звонит телефон и он, вскакивая, покидает группу. Всем приходится либо ждать, либо потом повторять ему, о чем говорили без него.
  • Когда один человек делает сообщение, кто-то шепчется между собой, это отвлекает внимание и говорящего, и остальных присутствующих.
  • Высказанные кем-то соображения оцениваются: «Как ты мог такое сказать!» «Странная Вам пришла в голову мыль… » «Это протестантизм какой-то!». Это для большинства участников будет препятствием как к высказыванию, так и к творческой работе – а вдруг что-то не то скажешь!
  • Когда не определены рамки работы группы, появляется беспокойство: кто-то должен уже уходить, а тему еще не обсудили до конца.

Групповое соглашение – это те правила, которые принимает для себя каждый из членов группы, он соглашается их исполнять в течении работы группы.
Большинство правил – это правила уважительного отношения друг к другу и к общей работе. Некоторые, как например безоценочность высказываний направлены на создание комфортной доверительной атмосферы обсуждения. В результате во время работы группы создается мирная, творческая атмосфера.
Приводим пример правил, необходимых для соблюдения на группе чтения Священного Писания.
Большинство этих правил укоренены в Священном Писании. Поэтому соблюдение их еще и дает возможность Духу Святому пребывать посреди исполняющих их.
 

  1. Установленный регламент высказываний – 1-3-5 минут. Это дает возможность высказаться всем и учиться более четко формулировать свои мысли. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37).
  2. Говорит всегда только один и когда он говорит, все внимательно слушают, стараясь оставаться «здесь и сейчас».  «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете  иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). Это правило позволяет развивать интерес к каждому человеку, в каждом стремиться увидеть «образ Божий», концентрировать внимание на том, что происходит сейчас, а не убегать мыслями в прошлое или будущее.
  3. Не переговариваемся.
  4. На группе мы не учим друг друга, не проповедуем. «Не многие  делайтесь учителями, зная, что мы  подвергнемся большему осуждению». (Иак.3:1)
  5. Не делаем замечаний. Не даем советов. «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:5).
  6. Не перебиваем. Не исправляем. Не подсказываем. Это правила уважительного слушания и беседы на равных. Никто не учит, никто не заискивает.
  7. Не даем оценки высказываниям других членов группы. Ни хороших, ни тем более плохих. Не вешаем ярлыки. «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1)
  8. Стараемся никого не осуждать даже в мыслях (или хотя бы ловим себя на том, что осуждаем…).
  9. Не дискутируем. Группа – пространство  безопасности и доверия. Каждый человек ценен, как образ Божий, пусть даже сейчас он говорит что-то с чем я не согласен, я выслушиваю со вниманием.
  10. Не говорим друг о друге в третьем лице.
  11. Стараемся принимать друг друга такими, какие мы есть. Каждый имеет право на собственное мнение. Эти правила утверждают ценность каждого члена группы и ценность любого высказывания. Бог принимает каждого из нас со всеми нашими достоинствами и недостатками, и этим подает нам пример – «научитесь от Меня, ибо Я  кроток и смирен сердцем, и  найдете покой душам вашим» (Матф.11:29).
  12. Все приглашаются к общению, но никто не принуждается. Каждый имеет право “пропустить” свое высказывание.
  13. Отключаем средства связи.
 

Законы барьеров (по книге «Барьеры»)
 
В этой статье описываются духовные законы установления, сохранения и действия личностных границ. К сожалению, не многие люди сознательно относятся к осознанию своих границ, их утверждению, охране, как и к уважению чужих границ. Воспитателю, как и родителям важно знать эти законы, использовать их и научить им детей.
  
Бог, создавая мир, установил также принципы и законы, по которым этот мир будет существовать. Духовные законы столь же реальны и непреложны, как и закон тяготения. Если люди не знают их и действуют вопреки им, то вскоре они ощутят  на себе последствия этого. Сам по себе факт, что их не научили этим принципам жизни и взаимоотношений, вовсе не означает, что они не будут действовать по отношению к ним. Незнание закона не освобождает от ответственности. Нам необходимо знать принципы, которые Бог сделал основой этой жизни, и действовать в соответствии с ними.
Люди, воспитанные в так называемых «дисфункциональных семьях» или в детских домах, оказываются переброшенными во взрослую жизнь, где их отношениями с людьми и их благополучием управляют духовные принципы, которые ни разу не были им объяснены. Они испытывают боль, голодают; в итоге дело может закончиться даже тюрьмой. Они не утруждают себя знакомством с этими духовными принципами, которые помогли бы им жить в унисон с реальностью, а не в конфликте. Так что они становятся узниками своего собственного невежества.
Ниже приводятся десять законов барьеров. Если мы живем в соответствии с ними, то жизнь поворачивается  к нам своей более светлой стороной.


Подробнее: Законы барьеров