Изучение Писания заповедано Самим Богом еще в Ветхом Завете (Втор. 6:6-9) и является одной из четырех важнейших сторон жизни верующих в Новом Завете (Деян. 2:42).

Совместное чтение Св. Писания может стать центральным делом, объединяющим команду, занятую миссионерским и социальным служением (если же участники являются членами одного прихода, то единство находит полноту воплощения в общей Евхаристии).

Читать Писание можно трояким образом: размышляя над Ним индивидуально, слушая проповедь в храме, обсуждая Писание в группе. Индивидуальное чтение помогает лучше понять волю Божию, обращенную к конкретному человеку (см. Пс. 118:9), проповедь помогает идти ко спасению всей церковной общине (1 Тим. 4:16), а групповое обсуждение Слова Божия является промежуточной ступенью, когда происходит взаимное утешение и назидание (1 Фес. 5:11).

Пример совместного, или группового чтения Писания с рассуждением мы находим в Новом Завете: например, этим занимается Отрок Иисус на ступенях Иерусалимского Храма (Лк. 2:46), верейские христиане (Деян. 17:11). Также мы видим примеры тому и в знаменитых монашеских общинах – например, у преп. Пахомия в IVв.[1], или у преп. Паисия Величковского в XVIIIв.[2] Опыт Церкви в XXвеке (например, РСХД[3]) и добровольческих движений современности («Даниловцы») наглядно свидетельствует: совместное изучение Слова Божия – это источник вдохновения и поддержки.

Условно чтение Писания можно подразделить на:


- чтение-катехизацию (на каждое место рекомендуется приводить не более одного общепризнанного толкования, чтобы не запутаться — например, из архиеп. Аверкия Таушева),
- чтение-учебу (обозначаются экзегетические проблемы, формулируются разнообразные гипотезы, проводится научная работа),
- духовное чтение и общение в группе (здесь большую роль играют высказывания самих участников, как они проживают этот текст).

Для начинающих читать Св. Писание можно посоветовать следующую последовательность чтения[4].
1. Молись. Условно чтение Писания можно разделить на информационное (что-то выяснить) и молитвенное. Второй подход предполагает, что центр – не в рассудочном анализе текста, а в молитве слушания, подобной той, что описана в 1 Цар. 3:10.
2. Читай. Внимательно, не торопясь, замечая каждое слово из того небольшого отрывка (8-12 стихов), который либо обозначен как рядовое чтение в церковном календаре, либо идет по порядку в читаемой книге.
3. Размышляй. Сначала сам подумай над отрывком, постарайся услышать, что в нем важно для тебя, и только потом обращайся к вспомогательным средствам.
4. Исследуй. Попытайся как можно глубже проникнуть в смысл написанного. Для этого поставь вопросы. Вопросы условно можно подразделить на три группы:
а) уяснение фактов («Правильно ли я понял последовательность событий с точки зрения культуры того времени, что означают употребленные здесь термины, где они еще встречаются в Библии?»),
б) понимание смысла («Интересно, что автор пытается этим сказать своим слушателям?» «Что я узнал из этого отрывка о Боге, об отношениях с Ним?»),
в) связь с сегодняшней жизнью («Как это относится ко мне сейчас?»).

Посмотри параллельные места, в меру своих возможностей изучи научные комментарии и все богатство церковного предания для лучшего понимания прочитанного.
Впрочем, мы рекомендуем прибегать к святоотеческому наследию и научной библеистике[5] только после того, как получено личное, непосредственное впечатление от текста, потому что важно увидеть, как это слово касается лично меня, что оно у меня вызывает. После ознакомления с авторитетными толкованиями что-то добавлять к пониманию прочитанного сложно и даже дерзко – разве что дать толкование толкованию.

5. Благодари. Подумай, что из прочитанного тебе легло на сердце, и поблагодари за это Бога.
6. Примени. Читай Писание делами, как говорили св. отцы.
7. Поделись. Не собирай сокровища знания для себя, но расскажи другим о том, что тебе открылось при чтении Слова Божия.

Материал епархиальных миссионерских курсов о совместном чтении Евангелия


[1] См. подробнее: Стрелов В.С. О изучении Писания в раннем монашестве (по материалам древних иноческих уставов и патериков) опубликован на спецразделе портала Предание, посвященного Евангельским группам http://predanie.ru/groups/info/i/79495/
[2] Самцова Ирина. Паисий Величковский как человек Писания. (http://nasledie-college.narod.ru/Doclad5/Samcova.pdf )
[3] См.: О. Кирилл Каледа. Опыт малых групп в РСХД. Выступление на всероссийском молодежном лагере «Феодоровский городок»-2009. (http://predanie.ru/audio/lekcii/feodorovskiy-gorodok2009/)
[4] Сходные мысли можно прочесть у свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника, прпмч. Сергия Мечева, митр. Антония Сурожского. См.: Стрелов В.С. Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью. М., 2009. С. 28–40. (http://predanie.ru/lib/book/67949/)
[5] Примерный список литературы см. там же, многое доступно для чтения и скачивания в библиотеке портала Предание ( http://predanie.ru/lib/  , раздел «Священное Писание»).