Очевидно, что на каждом приходе (наш приход в этом смысле не является исключением), можно столкнуться с целым комплексом проблем, касающихся богослужения. Это формальное отношение к молитве, когда служба «не в радость, а в тягость», когда нет понимания происходящего в храме во время богослужения. Это языческое, магическое отношение к христианству в целом, когда человек приходит в храм не ради прикосновения к красоте Предания Церкви, открывающегося в гимнографических богослужебных текстах, а ради того, чтобы свечку поставить. Это и слепая ритуальность, отношение к происходящему в храме, как своего рода театральному действу.

Однажды, нескольким священникам, регентам, певчим и прихожанам  нашего прихода захотелось прикоснуться к полной уставной службе, в том виде, как она изложена в Типиконе (книга, описывающая устав богослужения).

Настоятель – отец Дмитрий Смирнов поддержал эту идею. Также, было получено благословение Патриарха Алексия II.

Дату для всенощной выбрали неслучайно – память преп. Саввы Освященного с 17 на 18 декабря – ведь именно в его лавре появилась традиция ночных бдений.

На нашем приходе впервые эта служба состоялась в 2002 году, а в 2016 году она будет уже совершаться уже в 14-ый раз.

 

Два хора на сходе (на катавасии). Литургия. Служба 2007 года.

Каждой такой всенощной предшествуют спевки. Ведь нужно петь очень много того, что обычно либо опускается вовсе, либо читается. Поют два хора (антифонно), которые периодически сходятся в центре храма. Все стихиры поются с канонархом. Все тексты, которые, по мысли устава, должны повторятся, повторяются по два-три раза. Ну, и разумеется, читаются все положенные поучения - житие святого, толкования и т.д.

На этом месте во время службы находится клир. В руках у многих - последование службы. Служба 2006 года.

По мнению регента одного из хоров – Якова Кудрина, эту всенощную от привычных служб отличают такие особенности:

  • Совершенно другой ритм, другой темп, другое время службы. Привычная нам служба обычно должна быть динамичной, довольно быстрой, пауза в ней звучит неестественно. На этой всенощной время ощущаешь как-то совсем по-другому. Паузы, которые возникают, когда, например, хор сходится на катавасию, не нарушают динамику службы, а наоборот, даже как-то собирают внимание на молитву. Во всем некая размеренность, иное мироощущение. Можно сказать, что – как привычная нам служба отличается от суеты окружающего мира – так эта всенощная отличается от привычной нам службы.
  • Другая особенность всенощной – это осознание целесообразности (можно сказать, практичности) действий совершаемых за богослужением. Это и наличие канонарха - и его переходы от одного хора, к другому. И сходы хоров. И многие другие действия, которые теряют и слепую ритуальность, и внешнюю лишь эффектность (тот же канонарх). Кажется, что многие действия помогают молиться (например, сходы клиросов), а другие идут от практичности.
  • Еще одна особенность – это ощущение сплочённости молящихся; общей, соборной молитвы. Обычно такое ощущение бывает разве только на Пасху.

Петь приходится ОЧЕНЬ много. Служба 2007 года.

Конечно, на службе все участники здорово устают. Но радости от всенощной это не затемняет, и выходя после семи с половиной часов бдения (с 21 до 04.30) из храма на улицу, хочется как можно скорее снова служить такую всенощную!

В 2016 году служба прошла в ночь с 23 на 24 декабря. Перенос (с 18 декабря) был связан с тем, что в этом году память преподобного Саввы совпадает с воскресным днем.

Прихожанам раздаются свечи во время полиелея. Служба 2006 года.

 

Кратко основные моменты службы: 

Ход службы максимально приближен к изложенному в Типиконе. Многие моменты звучат совершенно уникально, потому, что мы к ним непривычны.

В 9 часов вечера начинается каждение. До диаконского возгласа «восстаните» прихожане и клир сидят, и возглас призывает встать на молитву. Служба начинается. Чредной священник возглашает: «Господи благослови». Предстоятель (не в алтаре, как теперь у нас принято, а на своем месте – со стороны южных дверей перед солиёй) начинает петь «приидите поклонимся», он же поет и первый стих 103-го псалма. Правый лик (хор) отвечает пением припева. Левый лик поет следующий стих и припев. Поется весь псалом с припевами. В нашем случае, часть стихов возглашает канонарх (точнее половину некоторых стихов), так как полностью эти стихи было бы очень сложно распеть. Забота регента и хора без ошибок пропеть текст, хотя и знакомый по чтению этого псалма, но никогда, на теперешних наших всенощных, не поющийся.

Мирную ектению произносит чредной священник. Первый антифон поется полностью, на два лика. Псалмы (140 и 141) на «Господи воззвах» поются на 5-ый глас, и к стихам припевается припев: «услыши мя Господи». Стихиры все поются с канонархом. После того, как стихира спета правым ликом, канонарх переходит к левому лику, который поет следующую стихиру. На «Славу» хор сходится на катавасию. На паримиях возвращается на свои места. «Сподоби Господи», как и предписывается Типиконом, читает предстоятель. На литию хор выходит на катавасию с пением храмовой стихиры «Совет превечный». После стихир на стиховне, «Ныне отпущаеши» читает предстоятель. 33-ий псалом мы поем (на два лика), в отличие от службы описываемый Скабалановичем – там его прочитали.

Вечерня закончилась. Читается житие преподобного Саввы. После прочтения первой из частей жития, начинается утреня. Шестопсалмие читает предстоятель. После спетых седальнах на кафизмах, читаются толкования на Литургийные Евангелие и Апостол. Во время пения полиелейных псалмов (естественно, полностью), прихожанам раздаются свечи. Величание поется много раз, перемежаясь со стихами избранного псалма, который, таким образом, звучит полностью.

Самое сложное для хоров – это каноны. Ирмос повторяется вторым ликом. Как и положено уставом, песни поются на 14.  Припеваются библейские песни.  На катавасиях сход. Светилен поется канонархом – соло перед  Царскими вратами. «Всякое дыхание» и псалмы исполняются точно по тому же принципу, что и псалмы на «Господи воззвах», только припев в данном случае: «Тебе подобает песнь Богу».

В конце первого часа обычно возникает небольшая заминка, ведь в уставе нет указаний петь «Взбранной», но это песнопение здесь настолько привычно, что его ожидает священник, а регентам очень хочется его спеть, в общем, один из регентов не выдерживает и поет этот кондак.

Часы и Литургия практически не отличаются от привычных нам. Заканчивается всенощная примерно в 4.30 (то есть, продолжается 7,5 часов).

Чтение шестопсалмия. Предстоятель - о. Илья. Служба 2007 года.

Более полную и, можно сказать, научную версию описания этой службы, смотрите на сайте Пастырь по этой ссылке: http://priest.today/best_practices/94

диакон Яков Кудрин