31 марта 2016 г. прошёл очередной Евангельский кружок нашего молодёжного клуба.
Встреча была чудесной и необычайно теплой!

Читали Евангелие от Луки, глава 14, стихи (25-35).

"С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!"

Толкование блаж. Феофилакта.


Отзывы участников встречи:

Серго Ефремов :
Сначала мне показалось в данном отрывке много противоречий, но когда посмотрел с другой стороны...
На мой взгляд, здесь - пособие для людей, которые всецело хотят посвятить себя и свою жизнь Богу. Основные заповеди которого - оставить родителей, близких, нести свой крест. Крест - те испытания, что дает понести в жизни Бог. Человек, который хочет стать учеником (апостолом) должен четко отдавать отчёт, что его ждет впереди, сделать расчёт, что он сможет быть настоящим учеником и не быть лицемером, быть готовым пострадать за Господа, Веру, христианство.

Мара Уварова :
Меня поразил взгляд на этот отрывок "с другой стороны". Возникшие противоречия и вопросы для меня сложились в прекрасную картину Божьего замысла о человеке - последователе Христа - христианине.

1. Потрясла мысль, которая родилась "сама" в процессе говорения и под воздействием ранее высказанного о том, что люди, по-житейски состоящие ко мне в отношениях родственников, - становятся во Христе (под христианским взглядом, и не только верующие) для меня "ближними", или даже (также) "братьями и сестрами". Т.е. мое отношение к ним в корне меняется.

2. Очень интересно, что Христос, возможно, говорил эту речь "многим" с целью их проверить, а возможно даже "отвадить" от "следования за Собой". "Имеющий уши да слышит" - созвучно "Читающий да разумеет" и "Умный -поймет" (sapienti sat) - т.е. это не для всех сказано, а для "мудрых во Христе" (по ап. Павлу).

3. Для меня стало открытием то, как соединяются стихи о "ненависти"-любви к родным, о "несении креста" и "отвержении себя" со следованием за Христом, а также, возможностью-невозможностью рассудить и рассчитать этот путь и его окончание. При том, что рассуждение обязательно - необходимо довериться Богу.

4. Меня очень вдохновила мысль о том, что нужно молится Богу о своей немощи что-то осилить ("построить башню" или побороть врага). Как сказал Роман, слова "он пошлет к нему посольство просить о мире" говорят о молитве к Богу при виде своей неспособности справится с этими сложными задачами (башней и царем-врагом).

В общем, для меня отрывок о познании своей немощи, смирении, подлинной христианской любви, рассуждении и молитве. О доверии Богу всей своей жизни. Т.е. для того, чтобы просто "быть христианином" нужна Божия постоянная помощь, рассуждение, смирение и любовь. Иначе никак это НЕВОЗМОЖНО! И это здорово! Счастье, что я верю в ТАКОГО Бога!

Слава Богу, что на Евангельском кружке происходит такое дополнение друг другом и посредством СОБОРНОСТИ рождается (вернее, открывается) Истина - т.е. Сам Христос открывает ее нам, ищущим ее. Христос посреди нас! Я это вчера очень сильно почувствовала! 

Яков Кудрин:

Отрывок всегда вызывал у меня некоторое недоумение. Сложно было отнести его лично к себе.
В нем – и призыв быть учеником Христовым, и однозначная невозможность этого для меня. Ведь я не могу «отрешиться от всего, что имею», «не могу достроить башню», особенно, в контексте призыва «ненавидеть» своих близких и свою жизнь.
Но как здорово, что существует наш Евангельский кружок! Никогда, читая Евангелие дома, не получается столько получить от текста. Слушая, что говорят другие и внутренне молясь, я еще и еще раз задумывался над смыслом этого текста. Понимание пришло как озарение.
Этот отрывок – пример антиномичности христианской веры. Из противопоставления взаимоисключающих вещей получается нечто третье – превосходящее обыденное, плоское понимание. Возводящее душу и ум к Богу.
В этом тексте Господь говорит мне, что зная, что я не могу исполнить необходимое для ученика Христова, мне все-таки нужно решиться следовать за Ним! И тогда – остальное совершит уже Он Сам. От меня же требуется решимость и понимание своей несостоятельности!

***

Еще очень понравился отзыв Мары о «ненависти» к родным. Христианин призывается не делать различия между «своими» и «не своими». Для него все – ближние, которым нужно оказывать любовь!
В детстве я очень мучился, когда видел, что, например, для моей бабушки – одно дело мы – ее внуки, а совсем другое дело – посторонние дети. Мне казалось, что в случае чего, она готова будет нас накормить чужими детьми, убив их нам в пищу. От этого становилось ужасно до тошноты. Но я видел это и в других семьях. Я вижу, что слова Христа именно против такого разделения, против такой «любви», которая на самом деле не любовь, а страсть. Удивительно, что такая «любовь» приносит ее объекту не радость и счастье, а страдание и желание умереть!

***

Еще хотел ответить на комментарий Сергея. Я все-таки никак не могу согласиться, что речь идет о каких-то «особых» учениках Христа – апостолах или монахах. Традиционно для христианства понимание – что ученики Христа – это христиане. То есть, любой человек, для которого Христос – учитель и спаситель – это Его ученик. Между прочим, так и толкуют эти слова Феофилакт Болгарские и другие отцы. Поэтому, я не могу «перекинуть» эти высокие требования на кого-то. Я должен, в любом случае, как бы не сложилась моя жизнь, относить их к себе. Просто, вероятно у каждого несколько своя «башня» и несколько свой «царь» - противник. Понятно, что у апостолов башня будет побольше. ) И им нужно больше решимости и упования на Бога!

Фотографии встречи вКонтакте: https://vk.com/album-45108673_230651574