Показали недавно (11 ноября) «Предложение» Чехова в Бутырской тюрьме. По качеству игры разговор отдельный, другими словами – есть над чем работать. Мне хочется высказаться по другому поводу. По поводу самого, несомненно, исторического места коим является «Бутырка», материал только собираю. Прикоснусь двумя-тремя строчками к расположению тюрьмы, и напишу несколько слов об общении с сидельцами. Маленький экскурс. Тюрьма эта, оказывается, расположена почти в центре города. Мне бы знать надо, ну так, на всякий… Недалеко от метро Менделеевская. Довольно престижный и дорогой район. Это я отчётливо понял после того, как решил купить три-четыре яблока (реквизит) нужные для спектакля. Обычно их продают в маленьких магазинчиках или ларьках у метро (если кто не знает).

Еду. Вот и станция «Менделеевская». Встречаюсь с коллегой. Выходим из метро. Новослободская улица плавает в лучах рекламы и вся-вся в ярких вывесках. Дождались. Вот же оно – изобилие! Ищу что-то продовольственное. Ищу-ищу… Так, что здесь? Здесь – ресторан, иду чуть дальше – кафе, дальше опять ресторан. Аптека, кафе, ресторан, опять кафе, опять аптека (какая же скудная фантазия у главы района). Вспоминаются слова классика: «в этом городе были одни парикмахерские и похоронные бюро…». Жителям этого весёлого района действительно «повезло»...

Идём дальше. Уж тюрьма близится, а яблок всё нет. Мы продвигаемся. Судя по адресу «Бутырка» рядом. Причём к стенам «Бутырки» попадаешь, проходя в арку жилого дома! Вот здесь «повезло» жителям этого конкретного дома. Строители могли бы поступить проще – отдельный подъезд сделать, выходящий на улицу. Встречались бы соседи на улице Новослободская и общались бы:
 
– Привет! Ты куда? 

– Я хлеба и молока иду купить.

– Понятно, а я года на два в тюрьму, ты мне молочка занеси. Заранее спасибо и до скорого… 

– Занесу, сосед, о чем речь. Пока.

Вдалеке виднелся супермаркет, но времени уже не было. Другими словами играли без яблок (моя партнерша выносила на подносе тряпки и говорила про «генеральную уборку»). Выступили, как говорится «на своём, любительском уровне». Благодарные зрители (заключённые) – принимали душевно, благодарно. Дружно похлопали, медленно разошлись. Мы переоделись и собрались в обратный путь довольно быстро. Я стоял в зале на авансцене, когда стали возвращаться «сидельцы». Несложно было понять, что им не хватает какого-то «свежего» общения, и я охотно вступил в разговор. Рассказал о нашей студии и курьёзных случаях во время спектаклей «и прочее, и тому подобное». Возникло живое общение, сияли улыбки…. Потом я задал вопрос, который мне всегда казался обычным, почти дежурным. Собственно, я пишу все это под впечатлением от полученного ответа. Вопрос был такой: - Как часто у вас проводятся такие мероприятия – со спектаклями или концертами? «Сидельцы» глубоко задумались…

– Не часто… – грустно ответил один.

Вопрос к читателям. Вот, что в вашем понимании или понимании среднестатистического жителя города, области, страны, фраза: «Не часто?» Как вы думаете сколько это? Сколько это – не часто?! Я не унимался. Чувство любопытства (как без него) мной овладело:

– Как не часто? Раз в месяц, раз в два месяца? 

– Месяц, два…, – улыбнулись заключённые, – В этом году точно ничего и никого не было, вот в прошлом году, кажется в декабре или ноябре, что-то было, приезжали.

– Стоп – сам себе говорю я, – приехали! Вот вам и не часто. Если кто забыл, сейчас на дворе ноябрь 2013 года. У людей, а они люди, хоть и «осужденные», в течение года не было НИЧЕГО. Представьте, что у вас только раз в год, в гостях кто-то. Вот кто-то пришел, рассказал что-то и ушёл. Всё. Следующее посещение в прекрасном будущем, причём далёком. В настоящем одни и те же стены и лица. Можно было бы занести им в актив их собственную, художественную самодеятельность. Конечно можно, если закрыть глаза на то, что они и так друг друга видят каждый день, каждый час и т.д., и так годами. Судя по той лёгкости, по которой мы прошли на территорию тюрьмы, администрация совсем не против того, чтобы «сидельцам» хоть как-то, хоть кто-то разнообразил их быт. Лично я не против ещё посетить «Бутырку».


P.S. Одна моя знакомая очень удивилась моей реакции на посещение тюрьмы:
« – Зачем стараться, там же грабители и наркоманы, и вообще…». Не знаю, не заметил я там грабителей, наркоманов... Судя по грустным, тоскливым взглядам, там сидят люди, которым плохо. Не только телесно – тело лишилось свободы, но и душевно плохо.

Со своей стороны, чем смогу, тем помогу.

 
21.11.13
Вячеслав Майоров
 



Новость о спектакле и другие фотографии - здесь